Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 102]

демократии при слабости и неэффективности граж данских связей и м еханизмов лежит через авторитаризм, при этом указываю т на особенности национального менталитета и экономические традиции России.
Действительно, многие лю ди готовы к принятию
повой авторитарной власти.
Стереотипы прежнего сознания оказались живучи и обусловливаю т стремление человека к социальной и эмоциональной зависимости от более сильной инстанции в лице государства и его аппарата, способствую щ ей возвыш аю щ ей самоидентификации, защ ищенности, безграничности доверия и поддержки.
В результате демократическая власть нередко воспринимается как слабая, а предоставление большей свободы используется для развязывания конфликтов и беспорядков.
Но демократия не мож ет создаваться авторитарными методами.
С их помощью можно установить общ ественный порядок, обеспечить экономический рост, сократить преступность ,
по нельзя добиться прав и свобод человека, его полной безопасности и самоутверждения.
О пыт
многих стран наглядно об этом свидетельствует.
Поэтому для перехода к демократии потребуется качественный скачок, в результате которого неизбежно будут поставлены
иод критическое обозрение все предшествующие шаги авторитарного правления.
По сути своей это различные формы,
а переходы между ними связаны с качественными изменениями в природе власти и культуры.
Авторитаризм не путь к демократии, а, в лучшем случае, создание некоторых предпосылок и устранение вопиющ их противоречий для последующих структурных изменений.
Однако верно и то, что в условиях кризиса движение к демократии предполагает сильную власть.

По она должна опираться на демократические но своему характеру институ ты.
В настоящее время актуальным является создание условий для формирования демократической экономической культуры.
Для этого необходимо кардинально изменить организационные и общ екультурные основы процесса экономической социализации в обществе.
Люди, и прежде всего новое поколение, должны усвоить демократические ценности и образцы, которые были отчасти неизвестны, отчасти деформированы предшествующей практикой.
Условием формирования такой культуры является развивающ ееся
102
[стр. 181]

самодвижения, заложенных в децентрализации и самоуправлении.
К их числу относится и экономическая культура.
При этом саму экономику нельзя представлять как систему, удовлетворяющую исключительно материальные интересы и стремления людей.
Она является пространством развития общих ценностей, норм, традиций, культурных образцов.
Но при переходе к механизмам саморазвития необходима постепенность и опора на государственные рычаги регулирования отношений.
За государством должны сохраняться только ему присущие координирующие и управленческие функции.
В этих условиях экономическая культура обеспечивает как растущую индивидуализацию социально-экономической жизни, так и экономические аспекты общественных действий.
Многие исследователи высказывают мысль, что в российском обществе, переживающем глубокий кризис, экономическая реформация нуждается в сильной власти, прибегающей к авторитарным методам управления [261, 271, 275].
Тем самым доказывается, что путь к демократии при слабости и неэффективности гражданских связей и механизмов лежит через авторитаризм, при этом указывают ira особенности национального менталитета и экономические традиции России.
Действительно, многие люди готовы к принятию
новой авторитарной власти.
Стереотипы прежнего сознания оказались живучи и обусловливают стремление человека к социальной и эмоциональной зависимости от более сильной инстанции в лице государства и его аппарата, способствующей возвышающей самоидентификации, защищенности, безграничности доверия и поддержки.
В результате демократическая власть нередко воспринимается как слабая, а предоставление большей свободы используется для развязывания конфликтов и беспорядков.
Но демократия не может создаваться авторитарными методами.
С их помощью можно установить общественный порядок, обеспечить экономический рост, сократить преступность
и т.д., но нельзя добиться прав и свобод человека, его полной безопасности и самоутверждения.
Опыт
181

[стр.,182]

многих стран наглядно об этом свидетельствует.
Поэтому для перехода к демократии потребуется качественный скачок, в результате которого неизбежно будут поставлены
под критическое обозрение все предшествующие шаги авторитарного правления.
По сути своей это различные формы,
и переходы между ними связаны с качественными изменениями в природе власти и культуры.
Авторитаризм не путь к демократии, а, в лучшем случае, создание некоторых предпосылок и устранение вопиющих противоречий для последующих структурных изменений.
Однако верно и то, что в условиях кризиса движение к демократии предполагает сильную власть.

Но она должна опираться на демократические по своему характеру институты.
В настоящее время актуальным является создание условий для формирования демократической экономической культуры.
Для этого необходимо кардинально изменить организационные и общекультурные основы процесса экономической социализации в обществе.
Люди, и прежде всего новое поколение, должны усвоить демократические ценности и образцы, которые были отчасти неизвестны, отчасти деформированы предшествующей практикой.
Условием формирования такой культуры является развивающееся
гражданское общество, постепенно выходящее из-под тотального контроля государства.
Важная роль в этом принадлежит расширяющемуся среднему социальному слою, с которым многие мыслители (от Аристотеля до Токвиля и Манхейма) связывали возможности укрепления демократических отношений.
При этом большое значение имеет развитие различных форм экономической деятельности и создание независимых ассоциаций для решения экономических и общественных проблем.
Социальная и экономическая дифференциация общества весьма плодотворна, поскольку во взаимодействии различных позиций содержится мощный импульс культурного развития.
182

[Back]