гражданское общество, постепенно выходящ ее из-под тотального контроля государства. Важная роль в этом принадлежит расш иряю щ емуся среднем у социальному слою, с которым многие мыслители связывали возмож ности укрепления демократических отнош ений. При этом больш ое значение имеет развитие различных форм экономической деятельности и создание независим ы х ассоциаций для решения экономических и общ ественных проблем. Социальная и экономическая дифференциация общ ества весьма плодотворна, поскольку во взаимодействии различных позиций содержится мощный импульс культурного развития. В период трансформации особенно важно не допустить острой экономической конкуренции между различными общ ественными силами. Данные объединения не должны истощ ать свои силы на бесплодное соперничество. Только единство по основополагаю щ им вопросам и экономическое сотрудничество позволит создать основы процветаю щ его общества. Л для этого необходима высокая экономическая культура, направленная на достижение согласия и объединение практических усилий. Само формирование экономической культуры связано с признанием правомерности экономических позиций, содержащих критику, но не имеющ их противозаконного характера. В этом случае экономическая культура перестает носить поляризованный вид, когда очередная смена правящей ф уппы сопровождается полной заменой экономических приоритетов и переписыванием истории. Сущ ествование легальной оппозиции и возможностей для се прихода к власти делает такую замену безопасной для групп, теряю щ их командное положение, по обретающих определенный статус и перспективы. При этом для всех оппонентов, занимающ их альтернативные позиции, необходимо наличие общего ценностного фундамента и установки на умеренность и компромиссы. Для формирования экономической культуры нужна определенная масса людей, являющихся убежденными сторонниками демократических ценностей и идеалов. Наивно полагать, что эти нормы мгновенно овладею т веем обществом. Их выработка и распространение займет немало времени и встре тит неизбежные 103 |
многих стран наглядно об этом свидетельствует. Поэтому для перехода к демократии потребуется качественный скачок, в результате которого неизбежно будут поставлены под критическое обозрение все предшествующие шаги авторитарного правления. По сути своей это различные формы, и переходы между ними связаны с качественными изменениями в природе власти и культуры. Авторитаризм не путь к демократии, а, в лучшем случае, создание некоторых предпосылок и устранение вопиющих противоречий для последующих структурных изменений. Однако верно и то, что в условиях кризиса движение к демократии предполагает сильную власть. Но она должна опираться на демократические по своему характеру институты. В настоящее время актуальным является создание условий для формирования демократической экономической культуры. Для этого необходимо кардинально изменить организационные и общекультурные основы процесса экономической социализации в обществе. Люди, и прежде всего новое поколение, должны усвоить демократические ценности и образцы, которые были отчасти неизвестны, отчасти деформированы предшествующей практикой. Условием формирования такой культуры является развивающееся гражданское общество, постепенно выходящее из-под тотального контроля государства. Важная роль в этом принадлежит расширяющемуся среднему социальному слою, с которым многие мыслители (от Аристотеля до Токвиля и Манхейма) связывали возможности укрепления демократических отношений. При этом большое значение имеет развитие различных форм экономической деятельности и создание независимых ассоциаций для решения экономических и общественных проблем. Социальная и экономическая дифференциация общества весьма плодотворна, поскольку во взаимодействии различных позиций содержится мощный импульс культурного развития. 182 В переходный период особенно важно не допустить острой экономической конкуренции между различными общественными силами. Данные объединения не должны истощать свои силы на бесплодное соперничество. Только единство по основополагающим вопросам и экономическое сотрудничество позволит создать основы процветающего общества. А для этого необходима высокая экономическая культура, направленная на достижение согласия и объединение практических усилий. Само формирование экономической культуры связано с признанием правомерности экономических позиций, содержащих критику, но не имеющих противозаконного характера. В этом случае экономическая культура перестает носить поляризованный вид, когда очередная смена правящей группы сопровождается полной заменой экономических приоритетов и переписыванием истории. Существование легальной оппозиции и возможностей для ее прихода к власти делает такую замену безопасной для групп, теряющих командное положение, но обретающих определенный статус и перспективы. При этом для всех оппонентов, занимающих альтернативные позиции, необходимо наличие общего ценностного фундамента и установки на умеренность и компромиссы. Для формирования экономической культуры нужна определенная масса людей, являющихся убежденными сторонниками демократических ценностей и идеалов. Наивно полагать, что эти нормы мгновенно овладею т всем обществом. Их выработка и распространение займет немало времени и встретит неизбежные трудности в массовом освоении. Поэтому так необходимы люди, способные к выдвижению демократических идей и следованию им в практической жизни. Только тогда экономическая культура станет подлинно демократической, когда в максимальной степени воспримет новые ценности, и будет способствовать гуманизации и возвышению всего общества. В России распространение демократических взглядов связано с дополнительными сложностями из-за отсутствия времени и устойчивых традиций. Людям приходится самостоятельно вырабатывать новые позиции, 183 |