Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 109]

для них почву и мотивацию .
Соверш енствование экономических отнош ений предполагает становление нового сознания и поведенческих образцов.
М ассовое освоение ценностей экономической культуры в наш ей стране определяет возможности осущ ествления необходимых преобразований и готовность к активным экономическим действиям.
Очевидно, сейчас новые представления у нас порождаю тся не столько экономическими и социальными условиями жизни лю
дей, сколько идеологическим воздействием и другими факторами, связанными с духовными интересами и ориентациями.
Это обусловливается как
^^сформировавш имися полностью рынком и современной социальной структурой, так и пробелами в установлении правовых отнош ений и норм .1 Развитие экономической культуры обусловлено не только современными представлениями ее субъектов, но и тем историческим наследием, которым она располагает и из которого черпает образцы экономической морали и поведения.
Эти традиции, верования, символы
обеспечиваю т непрерывность и преемственность в развитии экономической культуры.
П реемственность является важнейшим механизмом самоорганизации последней, актуализацией заключенной в ней социальной памяти общ ества.
М ногие западны е исследователи2
считаю т, что отнош ению к экономике в России значительно больше свойственна преемственность, чем изменение исторических традиций.
Полагаем, что данное обстоятельство может иметь позитивные последствия.
Оно отнюдь не является свидетельством особой архаичности российской культуры и в какой-то
мерс способствует последовательному переходу к новому экономическому порядку и его ценностям.
Несмотря на отмеченные различия в подходах, следует ещ е
рад подчеркнуть, что условием эффективности проводящ ихся реформ является бережное отношение к накопленному опыту, к прожитой людьми ж изни.
109 1Капитализм и рынок: экономисты разм ы ш ляю т/П од ред.
Кузнецова В.И.М .: Наука, 1999.-208 с.
2Sadler D.
T he global m usic business as an inform ation industry* reinterpreting econom ics o f culture // Environm ent ц planning.
A .-L.t 1997.-vol.2 9 11.-p.
1919-1936.; Sen A.
C odes moraux et rensitc économ ique // Act's de la rech erch e en sciences sociales.-1999.№ 100.p.58-65.; Voszka E.
Valtozatok a tiilelesre // K ulga/gazdasag.Up.
1 9 9 9 .-4 1 cvf., 5 SZ.-4-2 !.
[стр. 189]

культуры и теми продуктивными свойствами, которыми обладают ее элементы.
Экономические реформы в нашей стране связаны с возникновением и распространением новых экономических ценностей и норм, их укоренением в общественном сознании и поведении.
То, что не получает закрепления в культуре, становится причиной разобщения и конфликтов, поскольку воспринимается как фактор дезорганизации общества.
Поэтому любые изменения должны сопровождаться соответствующим культурным обеспечением.
Культурные перемены предшествуют экономическим, создавая для них почву и мотивацию.
Совершенствование экономических отношений предполагает становление нового сознания и поведенческих образцов.
Массовое освоение ценностей экономической культуры в нашей стране определяет возможности осуществления необходимых преобразований и готовность к активным экономическим действиям.
Очевидно, сейчас новые представления у нас порождаются не столько экономическими и социальными условиями жизни люден,
сколько идеологическим воздействием и другими факторами, связанными с духовными интересами и ориентациями.
Это обусловливается как
^сформировавш имися полностью рынком и современной социальной структурой, так и пробелами в установлении правовых отношений и норм.[82] Развитие экономической культуры обусловлено не только современными представлениями ее субъектов, но и тем историческим наследием, которым она располагает и из которого черпает образцы экономической морали и поведения.
Эти традиции, верования, символы
и т.д.
обеспечивают непрерывность и преемственность в развитии экономической культуры.
Преемственность является важнейшим механизмом самоорганизации последней, актуализацией заключенной в ней социальной памяти общества.[67] Многие западные исследователи
[340, 344, 349] считают, что отношению к экономике в России значительно больше 189

[стр.,190]

свойственна преемственность, чем изменение исторических традиций.
Полагаем, что данное обстоятельство может иметь позитивные последствия.
Оно отнюдь не является свидетельством особой архаичности российской культуры и в какой-то
мере способствует последовательному переходу к новому экономическому порядку и его ценностям.
В то же время предстоит еще выяснить, насколько значительно влияние авторитарных традиций, нравов и привычек, приписываемых культуре россиян.
Во всяком случае, идея о том, что авторитарная модель является единственно приемлемой для России, поскольку неоднократно встречалась в ее истории, не представляется нам бесспорной и находит свое подтверждение скорее в общей экономической ситуации и правовой неопределенности, чем в культурных предпочтениях населения.
С выходом из кризиса актуализируются другие модели развития.
Несмотря на отмеченные различия в подходах, следует еще
раз подчеркнуть, что условием эффективности проводящихся реформ является бережное отношение к накопленному опыту, к прожитой людьми жизни.
Творческое и критическое освоение этого опыта, его ошибок и достижений необходимо для демократического развития страны.
Проявляемая открытость и терпимость дают шанс на мирное разрешение любых политических и экономических конфликтов и укрепление экономического единства общества.
К сожалению, зачастую мы наблюдаем другую картину.
В стране происходит размывание традиционных для нашего общества коллективистских взглядов и ценностей, имевших какое-то время социалистическую направленность.
Происходит разоблачение многих представлений и стереотипов, питавших экономическое сознание и придававших ему определенную устойчивость и содержательность.
При этом новые идеи и оценки претендуют на полную замену прежних, вместо того, чтобы доказывать свою жизнеспособность, сосуществуя и взаимодействуя с ними.
Стремление занять монопольное положение и добиться моральной 190

[Back]