но Творческое и критическое освоение этого опы та, его ош ибок и достиж ений необходимо для демократического развития страны. I(роявлясмая откры тость и терпимость даю т ш анс на мирное разреш ение лю бых политических и экономических конфликтов и укрепление экономического единства общ ества. Экономическая культура носит открытый характер и отличается постоянной готовностью к восприятию новых идей. Однако новые элем енты включаются в со содержание достаточно медленно, постепенно, лиш ь доказав свою органичность и ж изнеспособность ají« данной системы. П оэтом у она характеризуется стабильностью и предсказуемостью развития, опорой па исторический опыт и 'традиции. Экономическая преемственность и вы раж ает oí носительпую устойчивость данной куль туры. Для ее 'трансформации необходимо накопление культурных изменений, создаю щ их непреры вное давление па общ ественное и индивидуальное сознание и способствую щ их выработке новых способов восприятия экономической действительности и ее преобразования. Таким путем в современной экономике утверж даю тся новые нормы и представления, формируются устойчивые модели поведения. Российской культуре всегда была свойственна известная инерционность. Поэтому сам процесс ес трансформации, протекает довольно медленно, несмотря па то, что в периоды трансформаций развитие культуры, как правило, ускоряется, а общие экономические позиции и установки становятся более подвижными. Это связано с приходом в экономику новых сил и выдвижением принципиально новых идей и методов экономического взаимодействия. Все это придает дополнительные импульсы динамике экономической культуры. М ожно коренным образом изменить экономику и даже осущ ествить революционные изменения в отнош ениях собственности или в экономических институтах, по нельзя так же быстро изменить основополагаю щ ие убеждения и ценности основной массы населения. Однако верно и то, что в одни периоды истории экономическая культура меняется быстрее, чем в другие. И сегодня мы переживаем один из тех периодов в истории, когда темн изменения этой культуры ускорился. |
свойственна преемственность, чем изменение исторических традиций. Полагаем, что данное обстоятельство может иметь позитивные последствия. Оно отнюдь не является свидетельством особой архаичности российской культуры и в какой-то мере способствует последовательному переходу к новому экономическому порядку и его ценностям. В то же время предстоит еще выяснить, насколько значительно влияние авторитарных традиций, нравов и привычек, приписываемых культуре россиян. Во всяком случае, идея о том, что авторитарная модель является единственно приемлемой для России, поскольку неоднократно встречалась в ее истории, не представляется нам бесспорной и находит свое подтверждение скорее в общей экономической ситуации и правовой неопределенности, чем в культурных предпочтениях населения. С выходом из кризиса актуализируются другие модели развития. Несмотря на отмеченные различия в подходах, следует еще раз подчеркнуть, что условием эффективности проводящихся реформ является бережное отношение к накопленному опыту, к прожитой людьми жизни. Творческое и критическое освоение этого опыта, его ошибок и достижений необходимо для демократического развития страны. Проявляемая открытость и терпимость дают шанс на мирное разрешение любых политических и экономических конфликтов и укрепление экономического единства общества. К сожалению, зачастую мы наблюдаем другую картину. В стране происходит размывание традиционных для нашего общества коллективистских взглядов и ценностей, имевших какое-то время социалистическую направленность. Происходит разоблачение многих представлений и стереотипов, питавших экономическое сознание и придававших ему определенную устойчивость и содержательность. При этом новые идеи и оценки претендуют на полную замену прежних, вместо того, чтобы доказывать свою жизнеспособность, сосуществуя и взаимодействуя с ними. Стремление занять монопольное положение и добиться моральной 190 победы над противником порождает у другой части общества чувство растерянности и отверженности. В общественной жизни прерывается культурная преемственность образцов и ценностей, утверждаются конфронтационность и агрессивность. Недостаточная развитость смешанной и умеренной экономической культуры препятствует нормальному функционированию российского общества, ослабляет экономические связи и взаимопонимание, а это ставит преграды на пути к компромиссам и сотрудничеству. Особенно важно, чтобы те силы, которые приходят к власти, не видели свою задачу исключительно в уничтожении того, что сделано их предшественниками. Демократия есть признание исторической преемственности, она объединяет не только современников, но и те поколения, чей труд способствовал развитию общества. Только учет предшествующих этапов и переработка исторического наследия создают естественные формы обновления всего общественного организма и утверждения демократических начал. Принимая и постигая наше прошлое, мы преодолеваем его отрицательные стороны и гуманизируем нашу жизнь. Экономическая культура носит открытый характер и отличается постоянной готовностью к восприятию новых идей. Однако новые элементы включаются в ее содержание достаточно медленно, постепенно, лишь доказав свою органичность и жизнеспособность для данной системы. Поэтому она характеризуется стабильностью и предсказуемостью развития, опорой на исторический опыт и традиции. Экономическая преемственность и выражает относительную устойчивость данной культуры. Для ее трансформации необходимо накопление культурных изменений, создающих непрерывное давление на общественное и индивидуальное сознание и способствующих выработке новых способов восприятия экономической действительности и ее преобразования. Таким путем в современной экономике утверждаются новые нормы и представления, формируются устойчивые модели поведения. 191 Российской культуре всегда была свойственна известная инерционность. Об этом неоднократно отмечали отечественные ученые, к числу которых относятся известные социологи Т.Заславская [66], В.Радаев [187], Р.Рывкина [67]. Поэтому сам процесс ее трансформации, протекает довольно медленно, несмотря на то, что в переходные периоды развитие культуры, как правило, ускоряется, а общие экономические позиции и установки становятся более подвижными. Это связано с приходом в экономику новых сил и выдвижением принципиально новых идей и методов экономического взаимодействия. Все это придает дополнительные импульсы динамике экономической культуры. Можно коренным образом изменить экономику и даже осуществить революционные изменения в отношениях собственности или в экономических институтах, но нельзя так же быстро изменить основополагающие убеждения и ценности основной массы населения. Однако верно и то, что в одни периоды истории экономическая культура меняется быстрее, чем в другие. И сегодня мы переживаем одйн из тех периодов в истории, когда темп изменения этой культуры ускорился. Культурное развитие есть двусторонний процесс, в котором наряду с преемственностью, позволяющей идентифицировать национальные ценности, существенную роль играют глубокие изменения, скачки, благодаря которым культура модифицируется и выходит на качественно новый уровень. При этом любые новации должны органически включаться в общепризнанную систему ценностей и после критического отбора найти в ней постоянное место. Экономическая культура функционирует не только в соответствии с универсальными образцами, но и меняет свои формы. Разумеется, важнейшую роль в ней играют постоянные и устойчивые элементы, которые присутствуют в любых моделях экономической жизни. Однако в различных экономических контекстах их значение и реальное осуществление заметно трансформируется. 192 |