Культурное развитие есть двусторонний процесс, в котором наряду с преемственностью, позволяю щ ей идентифицировать национальные ценности, существенную роль играю т глубокие изменения, скачки, благодаря которы м культура модифицируется и выходит на качественно новый уровень. При это м любые новации должны органически включаться в общ епризнанную си стем у ценностей и после критического отбора найти в ней постоянное м есто . Экономическая культура функционирует не только в соответствии с универсальными образцами, но и меняет свои формы. Разумеется, важ н ей ш ую роль в пей играют постоянные и устойчивые элементы, которые присутствую т а любых моделях экономической жизни. О днако в различных эконом ических: контекстах их значение и реальное осущ ествление заметно трансформируется. Сама экономическая культура при этом остается внутренне неодн ородной и противоречивой. В какой-то ее части могут бы ть законсервированы п р е ж н и е представления и нормы, другие отражают динамизм общ ественных изменений и новые подходы. Традиционное и новаторское обычно сосуществует, п о с к о л ь к у экономическое мировоззрение людей отличается определенной ш иротой и гибкостью. Вес элементы могут отражать в ней экономические интересы и особенности. Экономическая жизнь весьма многообразна, и различные гр у п п ы по-разному воспринимают и оценивают се факты. Главным в ней становится и е набор формально выраженных ценностей, а особые отношения между л ю д ь м и , характеризующиеся лояльностью , 'терпимостью, солидарностью и п артн ерством , которые сами приобретают самоценность. Помпссв Ю. в монографии «История экономической культуры»1о тм ечает что чем чащ е естсствсииоисторический процесс эволюции эконом ической культуры нарушается радикальными поворотами и национальны м и потрясениями, тем более противоречивый и многослойный х ар ак тер приобретает эта культура. Наглядным примером является эконом ическая культура России, саморазвитие которой осуществляется неравном ерно. Названные выше факторы воздействуют на нее различным образом и в р азн ом 1Помпеев Ю. История экономической культуры.СПб., 1998.192 с. |
Российской культуре всегда была свойственна известная инерционность. Об этом неоднократно отмечали отечественные ученые, к числу которых относятся известные социологи Т.Заславская [66], В.Радаев [187], Р.Рывкина [67]. Поэтому сам процесс ее трансформации, протекает довольно медленно, несмотря на то, что в переходные периоды развитие культуры, как правило, ускоряется, а общие экономические позиции и установки становятся более подвижными. Это связано с приходом в экономику новых сил и выдвижением принципиально новых идей и методов экономического взаимодействия. Все это придает дополнительные импульсы динамике экономической культуры. Можно коренным образом изменить экономику и даже осуществить революционные изменения в отношениях собственности или в экономических институтах, но нельзя так же быстро изменить основополагающие убеждения и ценности основной массы населения. Однако верно и то, что в одни периоды истории экономическая культура меняется быстрее, чем в другие. И сегодня мы переживаем одйн из тех периодов в истории, когда темп изменения этой культуры ускорился. Культурное развитие есть двусторонний процесс, в котором наряду с преемственностью, позволяющей идентифицировать национальные ценности, существенную роль играют глубокие изменения, скачки, благодаря которым культура модифицируется и выходит на качественно новый уровень. При этом любые новации должны органически включаться в общепризнанную систему ценностей и после критического отбора найти в ней постоянное место. Экономическая культура функционирует не только в соответствии с универсальными образцами, но и меняет свои формы. Разумеется, важнейшую роль в ней играют постоянные и устойчивые элементы, которые присутствуют в любых моделях экономической жизни. Однако в различных экономических контекстах их значение и реальное осуществление заметно трансформируется. 192 Сама экономическая культура при этом остается внутренне неоднородной и противоречивой. В какой-то ее части могут быть законсервированы прежние представления и нормы, другие отражают динамизм общественных изменений и новые подходы. Традиционное и новаторское обычно сосуществует, поскольку экономическое мировоззрение людей отличается определенной широтой и гибкостью. Все элементы могут отражать в ней экономические интересы и особенности. Экономическая жизнь весьма многообразна, и различные группы по-разному воспринимают и оценивают ее факты. Главным в ней становится не набор формально выраженных ценностей, а особые отношения между людьми, характеризующиеся лояльностью, терпимостью, солидарностью и партнерством, которые сами приобретают самоценность. Помпеев Ю. в монографии «История экономической культуры»[179] отмечает, что чем чаще естественноисторический процесс эволюции экономической культуры нарушается радикальными поворотами и национальными потрясениями, тем более противоречивый и многослойный характер приобретает эта культура. Наглядным примером является экономическая культура России, само развитие которой осуществляется неравномерно. Названные выше факторы воздействуют на нее различным образом и в разном ритме, в связи с этим можно предположить, что процесс не может быть прямолинейным в принципе, и его результаты, как правило, не являются последовательным воплощением одной проявившейся тенденции. Всегда существует некоторый разрыв между объективными общественными интересами и целями и существующей совокупностью разнородных экономических представлений и оценок. При этом в разных слоях общества и регионах культурные изменения происходят различным образом. Все это обусловливает общую неравномерность и аритмичность в становлении экономической культуры. Становление экономической культуры в России не может быть и односторонним, так как в самой системе культурных координат заложено 193 |