Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 113]

Простой перевод экономических ценностей из одной социокультурн ой системы в другую, предполагаю щ ий их определенную корректировку и приспособление к новым условиям, возможен лиш ь теоретически.
На п р ак ти к е зачастую
эго невозможно, особенно когда происходит ради кал ьн ое преобразование экономических отнош ений.
Ые все ценности могут оказаться органичными для новой системы.
Поэтому возникает необходим ость
и переоценке и полной трансформации некоторых культурных образцов, как в плане содержания, так и способов функционирования.
При этом остается актуальным принцип постепенности.
Третий путь связан с образованием новы х экономических ценностей, отражаю щ их современные процессы и
отнош ения.
Он включает новые формы экономической ответственности и инициативы , при условии готовности лю дей к их восприятию и усвоению .
Еще оди н путь развития культуры смеш ение и объединение разнородных эконом ических ценностей.
Он вполне отвечает характеру экономической культуры.
П ричем современная жизнь диктует быстрые темпы подобного взаим ного проникновения и слияния.
Возникают новые культурные стандарты посредством соединения самых разных подходов.
Надо признать возможной ситуацию одновременного функционирования различных по своей природе образцов, не объединенных общим началом.
Отсутствие механизмов взаимного перевода и соединения приводит к'том
у, что общее число предлагаемых моделей экономического развития становится чрезмерным, а их направленность конфронтационной.
Давая первоначально определенную свободу и возможность выбора, они в дальнейш ем порож даю т внутренние конфликты, борьбу и потерю общей ориентации.
В этой связи необходимо обеспечить нейтрализацию противоположных друг другу крайностей и
аптисистемных образований.
В то же время следует добиваться равновесия и постепенного сближения первоначально разъединенных, но совместимых экономических позиций.
Одна из причин отсутствия морали в экономической жизни заклю чается в * том, что лю ди теряю т уважение к этическим нормам вообще.
Это происходит
113
[стр. 194]

сосуществование различных общественных позиций и идей.
Поэтому процесс ее развития будет длительным и сложным, позволяющим постепенно приспособить разные подходы и взгляды к взаимодействию и сближению в новых условиях.
При этом сама нормативная система данной культуры с необходимостью носит смешанный характер, соединяя экономические ценности различного типа.
Отсюда вытекает и неравномерность этого процесса, в котором в разные исторические периоды могут преобладать различные элементы и темпы культурных изменений.
Исследование экономической культуры предполагает выяснение внутренней сложности объекта и присущей ему логики и динамики развития.
Так формируются общие тенденции движения культуры.
При этом продолжают сохраняться заметные различия внутри экономической культуры.
Поэтому общей интегративной характеристики данной культуры бывает недостаточно, чтобы объяснить ее особенности.
Внутри нее продолжают существовать различные ориентации, которые при определенных обстоятельствах могут дойти до противоположности.
В этом случае происходит радикальное обновление экономической культуры в сторону каких-то изменений или полной замены старых элементов.
Но общим итогом противоборства различных тенденций всегда является их синтез в новой культурной целостности.
Простой перевод экономических ценностей из одной социокультурной системы в другую, предполагающий их определенную корректировку и приспособление к новым условиям, возможен лишь теоретически.
На практике зачастую
это невозможно, особенно когда происходит радикальное преобразование экономических отношений.
Не все ценности могут оказаться органичными для новой системы.
Поэтому возникает необходимость
в переоценке и полной трансформации некоторых культурных образцов, как в плане содержания, так и способов функционирования.
При этом остается актуальным принцип постепенности.
Третий путь связан с образованием новых экономических ценностей, отражающих современные процессы и
194

[стр.,195]

отношения.
Он включает новые формы экономической ответственности и инициативы, при условии готовности людей к их восприятию и усвоению.
Еще один путь развития культуры —смешение и объединение разнородных экономических ценностей.
Он вполне отвечает характеру экономической культуры.
Причем современная жизнь диктует быстрые темпы подобного взаимного проникновения и слияния.
Возникают новые культурные стандарты посредством соединения самых разных подходов.
Надо признать возможной ситуацию одновременного функционирования различных по своей природе образцов, не объединенных общим началом.
Отсутствие механизмов взаимного перевода и соединения приводит к
тому, что общее число предлагаемых моделей экономического развития становится чрезмерным, а их направленность конфронтационной.
Давая первоначально определенную свободу и возможность выбора, они в дальнейшем порождают внутренние конфликты, борьбу и потерю общей ориентации.
В этой связи необходимо обеспечить нейтрализацию противоположных друг другу крайностей и
антисистемных образований.
В то же время следует добиваться равновесия и постепенного сближения первоначально разъединенных, но совместимых экономических позиций.
Одна из причин отсутствия морали в экономической жизни заключается в том, что люди теряют уважение к этическим нормам вообще.
Это происходит
потому, что в меняющемся обществе большинство старых норм утрачивает связь с реальностью, но не отменяется.
Демократическая система еще не предполагает механизма удаления этих «устаревших» норм из морального кодекса.
Существующий метод проб и ошибок действует до тех пор, пока социальные условия благоприятствуют бессознательному выбору, т.е.
пока изменения происходят настолько постепенно, что устаревшие нормы отмирают с течением времени.
Однако при высоких темпах изменений нельзя полагаться на бессознательный эксперимент и выбор.
Необходим институциональный контроль в этой области.
195

[Back]