Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 114]

потому, что в меняю щемся общ естве больш инство старых норм утрачивает связь с реальностью, по не отменяется.
Демократическая система ещ е не предполагает механизма удаления этих «устаревш их» норм из морального кодекса.
Существующий метод проб и ош ибок действует до тех пор, пока социальны е условия благоприятствуют бессознательному выбору,
т.с.
пока изменения происходят настолько постепенно, что устаревш ие нормы отмираю т с течением времени.
Однако при высоких темпах изменений нельзя полагаться на бессознательный эксперимент и выбор.
Необходим институциональный контроль в этой области.

Экономическая культура представляет собой достаточно слож ное образование, обладающее определенной структурой и включающее различные способы освоения экономической действительности.
М ожно говорить о неоднородности этой культуры как
ес фундаментальном свойстве.
С ущ ествует множество фрагментов групповых
ориентации, опы та и знаний, локализованных в достаточно самостоятельные образования.
Они могут значительно отличаться от культурных образцов, доминирую щ их в обществе.
Специфика любой экономической субкультуры обусловлена особенностями социального положения
се носителей, их экономических интересов и представлений.
Отдельные социальные группы отличаются характером убеждений и разделяемых ценностей, степенью вовлеченности их в экономические процессы.
При э
юм сохраняется внутренняя согласованность и взаимодействие имеющихся позиций, обеспечивающ ие единство всей экономической культуры.
В то ж е время само многообразие форм экономической культуры является необходимым условием ее динамичного развития, поскольку заклю чает в себе потенциальные возможности и перспективы изменений.
Их взаимодействие создает социально и творчески напряженное
ноле экономической активности и действия.
При этом утверждается плюрализм экономических взглядов, взаимная выгода и диалог как способ экономического развития и сотрудничества.
Любопытно, что господствовавшая прежде социалистическая культура превратилась в одну из субкультур, которую поддерживает определенная часть
! 14
[стр. 195]

отношения.
Он включает новые формы экономической ответственности и инициативы, при условии готовности людей к их восприятию и усвоению.
Еще один путь развития культуры —смешение и объединение разнородных экономических ценностей.
Он вполне отвечает характеру экономической культуры.
Причем современная жизнь диктует быстрые темпы подобного взаимного проникновения и слияния.
Возникают новые культурные стандарты посредством соединения самых разных подходов.
Надо признать возможной ситуацию одновременного функционирования различных по своей природе образцов, не объединенных общим началом.
Отсутствие механизмов взаимного перевода и соединения приводит к тому, что общее число предлагаемых моделей экономического развития становится чрезмерным, а их направленность конфронтационной.
Давая первоначально определенную свободу и возможность выбора, они в дальнейшем порождают внутренние конфликты, борьбу и потерю общей ориентации.
В этой связи необходимо обеспечить нейтрализацию противоположных друг другу крайностей и антисистемных образований.
В то же время следует добиваться равновесия и постепенного сближения первоначально разъединенных, но совместимых экономических позиций.
Одна из причин отсутствия морали в экономической жизни заключается в том, что люди теряют уважение к этическим нормам вообще.
Это происходит потому, что в меняющемся обществе большинство старых норм утрачивает связь с реальностью, но не отменяется.
Демократическая система еще не предполагает механизма удаления этих «устаревших» норм из морального кодекса.
Существующий метод проб и ошибок действует до тех пор, пока социальные условия благоприятствуют бессознательному выбору,
т.е.
пока изменения происходят настолько постепенно, что устаревшие нормы отмирают с течением времени.
Однако при высоких темпах изменений нельзя полагаться на бессознательный эксперимент и выбор.
Необходим институциональный контроль в этой области.

195

[стр.,196]

Экономическая культура представляет собой достаточно сложное образование, обладающее определенной структурой и включающее различные способы освоения экономической действительности.
Можно говорить о неоднородности этой культуры как
ее фундаментальном свойстве.
Существует множество фрагментов групповых
ориентаций, опыта и знаний, локализованных в достаточно самостоятельные образования.
Они могут значительно отличаться от культурных образцов, доминирующих в обществе.
Специфика любой экономической субкультуры обусловлена особенностями социального положения
ее носителей, их экономических интересов и представлений.
Отдельные социальные группы отличаются характером убеждений и разделяемых ценностей, степенью вовлеченности их в экономические процессы.
При этом
сохраняется внутренняя согласованность и взаимодействие имеющихся позиций, обеспечивающие единство всей экономической культуры.
В то же время само многообразие форм экономической культуры является необходимым условием ее динамичного развития, поскольку заключает в себе потенциальные возможности и перспективы изменений.
Их взаимодействие создает социально и творчески напряженное
поле экономической активности и действия.
При этом утверждается плюрализм экономических взглядов, взаимная выгода и диалог как способ экономического развития и сотрудничества.
Любопытно, что господствовавшая прежде социалистическая культура превратилась в одну из субкультур, которую поддерживает определенная часть
населения.
Однако сам факт признания существенных расхождений в экономических интересах и взглядах различных групп не является основанием для утверждения о существовании четко разделенных между собой и ни в чем не совпадающих экономико-организационных направлений.
Ж изнь показывает, что различные субкультуры часто совпадают в своем отношении к основополагающим ценностям общества.
Каждая из них имеет позитивный потенциал, и в результате сопоставлений происходит определенный отбор и общая 196

[Back]