Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 115]

населения.
Однако сам факт признания сущ ественны х расхождений
и экономических интересах и взглядах различных групп не является основанием для утверждения о сущ ествовании четко разделенных между собой и ни в чем не совпадающих экономико-организационных направлений.
Ж изнь показывает, что различные субкультуры часто совпадаю т в своем отнош ении к основополагающим ценностям общ ества.
Каждая из них имеет позитивный потенциал, и в результате сопоставлений происходит определенный отбор и общая
поддержка наиболее жизнеспособных программ.
По сути, идет непрерывный процесс взаимодействия, создающ ий проблемное поле естественного выбора при многообразии экономических предложений.
Выдвижение на первый план определенной системы взглядов обусловливается
ес способностью соответствовать требованиям социокультурной среды.
Процесс трансформации экономической культуры
постсоветских стран отмечен глубокими противоречиями.
Характерны они и для России.
Уже в самом многообразии экономических взглядов и подходов содержатся противоречивые тенденции культурного развития, вполне естественные при переходе к
повой экономической системе.
Ф ормирование демократического экономического сознания протекает неравномерно и нередко в деформированных формах.
Для перехода к новой системе ценностей и норм требуется немало времени и усилий, ведь они являются наиболее сложными для массового освоения и практического осуществления.
П роблема заключается в рассогласованности первоначальной инициативы более подготовленных слоев и консервативных представлений всего населения.
В этом проявляется разная скорость осмысления назревших проблем и отказа от устаревш их стереотипов и догм.
Однако динамизм процессов экономических изменений ведет* к активизации широких слоев населения и опережаю щ ему развитию их
эко11 ом ическо й ку)Iьтуры .
В тех странах, где высокий уровень экономической культуры, она передается от поколения к поколению в процессе экономической социализации.
Этот процесс включает в себя обучение во многих социальных институтах в
115
[стр. 196]

Экономическая культура представляет собой достаточно сложное образование, обладающее определенной структурой и включающее различные способы освоения экономической действительности.
Можно говорить о неоднородности этой культуры как ее фундаментальном свойстве.
Существует множество фрагментов групповых ориентаций, опыта и знаний, локализованных в достаточно самостоятельные образования.
Они могут значительно отличаться от культурных образцов, доминирующих в обществе.
Специфика любой экономической субкультуры обусловлена особенностями социального положения ее носителей, их экономических интересов и представлений.
Отдельные социальные группы отличаются характером убеждений и разделяемых ценностей, степенью вовлеченности их в экономические процессы.
При этом сохраняется внутренняя согласованность и взаимодействие имеющихся позиций, обеспечивающие единство всей экономической культуры.
В то же время само многообразие форм экономической культуры является необходимым условием ее динамичного развития, поскольку заключает в себе потенциальные возможности и перспективы изменений.
Их взаимодействие создает социально и творчески напряженное поле экономической активности и действия.
При этом утверждается плюрализм экономических взглядов, взаимная выгода и диалог как способ экономического развития и сотрудничества.
Любопытно, что господствовавшая прежде социалистическая культура превратилась в одну из субкультур, которую поддерживает определенная часть населения.
Однако сам факт признания существенных расхождений
в экономических интересах и взглядах различных групп не является основанием для утверждения о существовании четко разделенных между собой и ни в чем не совпадающих экономико-организационных направлений.
Ж изнь показывает, что различные субкультуры часто совпадают в своем отношении к основополагающим ценностям общества.
Каждая из них имеет позитивный потенциал, и в результате сопоставлений происходит определенный отбор и общая
196

[стр.,197]

поддержка наиболее жизнеспособных программ.
По сути, идет непрерывный процесс взаимодействия, создающий проблемное поле естественного выбора при многообразии экономических предложений.
Выдвижение на первый план определенной системы взглядов обусловливается
ее способностью соответствовать требованиям социокультурной среды.
Процесс трансформации экономической культуры
посткоммунистических стран отмечен глубокими противоречиями.
Характерны они и для России.
Уже в самом многообразии экономических взглядов и подходов содержатся противоречивые тенденции культурного развития, вполне естественные при переходе к
новой экономической системе.
Формирование демократического экономического сознания протекает неравномерно и нередко в деформированных формах.
Для перехода к новой системе ценностей и норм требуется немало времени и усилий, ведь они являются наиболее сложными для массового освоения и практического осуществления.
Проблема заключается в рассогласованности первоначальной инициативы более подготовленных слоев и консервативных представлений всего населения.
В этом проявляется разная скорость осмысления назревших проблем и отказа от устаревших стереотипов и догм.
Однако динамизм процессов экономических изменений ведет к активизации широких слоев населения и опережающему развитию их
экономической культуры.
Как отмечают английские ученые Т.
Дил и Дж.
Идан [298, 299] в тех странах, где высокий уровень экономической культуры, она передается от поколения к поколению в процессе экономической социализации.
Этот процесс включает в себя обучение во многих социальных институтах — в
семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, добровольных ассоциациях, в экономической системе как таковой.
Тип опыта, получаемого в этих институтах, различен.
Поэтому экономическая культура характеризуется определенной долей непоследовательности и разнородности ее ориентаций и поведенческих образцов.
Ее составляет многослойный, 197

[Back]