ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е Проведенное исследование позволяет сделать ряд общих вы водов, имеющих принципиальное значение для социально философского познания экономической жизни и становления повой системы хозяйствования. И зученный опыт развития стран Запада и Востока свидетельствует о том, что сам по себе механизм свободного рынка без достаточных социокультурных и духовны х предпосылок не только не может способствовать системному развитию общества, но и сам не мож ет полноценно функционировать. Поэтому проблемы современного российского общ ества не могут бы ть реш ены на основе отделения «экономики» от «гуманитарной культуры». Н апротив, залогом их реш ения является скрупулезный учет социокультурных и духовных оснований экономической деятельности и их использование в культурной, религиозной, воспитательной политике. Экономическая культура это качественная характеристика исторически обусловленной системы общ епринятых форм экономического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающ ая сущ ественные особенности экономических отнош ений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и экономических ценностей и моделей поведения. Она формируется в процессе общ ественно-экономической практики и приводи!' к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способс твующих передаче накопленного опы та, благодаря этому экономическая культура становится механизмом воспроизводства и развития экономических отношений общества в целом и отдельной личности в разнообразных деятельностных и предметных формах. Экономическая культура растворена во всей совокупности экономических отношений, которые представляю т собой не только форму проявления, по и способ существования культуры. Поэтому сущ ность экономической культуры заключается не в уровне экономического развития человека или его деятельности, а в экономических отнош ениях, обусловливающ их природу самого человека и способы его деятельностного существования. 122 |
85 экономического сознания и поведения людей; аккумуляцию всего социальноэкономического опыта и обеспечение преемственности; обеспечение экономической интеграции общества на определенной ценностной базе; укрепление экономических связей и разнообразных форм общения, социализацию и развитие личности в различных формах экономической активности. Итак, в данном параграфе нами были выявлены понятие, сущность, основные характеристики и содержание экономической культуры и сделаны следующие выводы: экономическая культура это качественная характеристика исторически обусловленной системы общепринятых форм экономического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая существенные особенности экономических отношений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и экономических ценностей и моделей поведения. Она формируется в процессе общественноэкономической практики и приводит к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способствующих передаче накопленного опыта. Благодаря этому экономическая культура становится механизмом воспроизводства и развития экономических отношений общества в целом и отдельной личности в разнообразных деятельностных и предметных формах. экономическая культура растворена во всей совокупности экономических отношений, которые представляют собой не только форму проявления, но и способ существования культуры. Поэтому сущность экономической культуры заключается не в уровне экономического развития человека или его деятельности, а в экономических отношениях, обусловливающих природу самого человека и способы его деятельностного существования. 336 ЗА КЛЮ ЧЕНИЕ Проведенное исследование позволяет сделать ряд общих выводов, имеющих принципиальное значение для социально философского познания экономической жизни и становления новой системы хозяйствования. Изученный опыт развития стран Запада и Востока свидетельствует о том, ггго сам по себе механизм свободного рынка без достаточных социокультурных и духовных предпосылок не только не может способствовать системному развитию общества, но и сам не может полноценно функционировать. Поэтому проблемы современного российского общества не могут быть решены на основе отделения «экономики» от «гуманитарной культуры». Напротив, залогом их решения является скрупулезный учет социокультурных и духовных оснований экономической деятельности и их использование в культурной, религиозной, воспитательной политике. Духовность это человеческий дух во всем богатстве и взаимосвязи его проявлений, выражаемых в вербальных и невербальных идеальных формах, выступающий как внутренняя субъективная реальность человека, его сущность, потому что именно в ней, аккумулируется все многообразие человеческого содержания, его связей и отношений с миром и обществом, все богатство социального опыта, интериоризированного человеком. В области социально-экономических отношений духовность, как идеальная цель, выступает в качестве основы экономической культуры, опредмечивание которой осуществляется через труд в материальной сфере. Экономическая культура является неким всеобщим атрибутивным качеством человеческой деятельности в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ; В экономической культуре, как в капле воды, отражается и преломляется все богатство духовной жизни, здесь отражаются и успехи познавательной деятельности общества, и общественные цели производства в целом, и сложнейший спектр общественных интересов, мотиваций труда. Экономическая культура это качественная характеристика исторически обусловленной системы общепринятых форм экономического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая существенные особенности экономических отношений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и экономических ценностей и моделей поведения. Она формируется в процессе общественноэкономической практики и приводит к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способствующих передаче накопленного опыта. Благодаря этому экономическая культура становится механизмом воспроизводства и развития экономических отношений общества в целом и отдельной личности в разнообразных деятельностных и предметных формах. Экономическая культура растворена во всей совокупности экономических отношений, которые представляют собой не только форму проявления, но и способ существования культуры. Поэтому сущность экономической культуры заключается не в уровне экономического развития человека или его деятельности, а в экономических отношениях, обусловливающих природу самого человека и способы его деятельностного существования. Основными характеристиками экономической культуры являются: связь с производственной деятельностью людей; определенные экономические знания, интерес к определенной деятельности, мастерство и профессионализм; нахождение в определенном пространстве —пространстве экономических отношений; тесная связь с правом и нравственностью; устойчивые стереотипы сознания, которые повторяются не только из года в год, но и из века в век. Экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы. Она отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе освоения окружающего мира. Развитие человека, 337 |