Основными характеристиками экономической культуры являю тся: связь с производственной деятельностью людей; определенные экономические знания, интерес к определенной деятельности, мастерство и профессионализм; нахождение в определенном пространстве пространстве экономических отношений; тесная связь с правом и нравственностью ; устойчивы е стереотипы сознания, которые повторяю тся не только из года в год, но и из века в век. Экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы. Она отражает состояние экономического сознания и поведения лю дей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе освоения окружающ его мира. Развитие человека, его творческих сил и форм общ ения составляет главное содерж ание экономической культуры. Поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики. Экономическая культура в структуре духовной жизни общ ества представляет собой совокупность внешнего и внутреннего аспектов, где внешний аспект это тс ценности и социальные нормы, которые характеризую т функционирующие внутри экономики институты, а также ценности и нормы, порожденные не экономическими, а другими социальными институтами общества, лежащие вне экономики, по напрямую взаимодействую щ ие с ней, а внутренний аспект продукты функционирования социальных групп иди индивидуума, к которым относятся экономические интересы и потребности; экономическое сознание и мышление; экономические знания и умения; экономическая деятельность, ее качества и свойства. Данные аспекты экономической культуры взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обеспечивает целостность экономической культуры в структуре духовной жизни, в основе которой леж ит тот факт, что с одной стороны, культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, .а последние влияют на породивш ую их институциональную культуру. В российской экономической культуре отмечается пс только полиморфизм, то есть многообразие ценностей, что в той или иной степени присутствует в !23 |
23 особенности экономических отношений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и экономических ценностей и моделей поведения. Развитие человека, его творческих сил и форм общения составляет главное содержание экономической культуры, поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики. 3. Экономическая культура в структуре духовной жизни общества представляет собой совокупность институционального и личностного аспектов, где институциональный аспект это те ценности и социальные нормы, которые характеризуют функционирующие внутри экономики институты, а также ценности и нормы, порожденные не экономическими, а другими социальными институтами общества, лежащие вне экономики, но напрямую взаимодействующие с ней (институты политики, права, религии, науки, этики, культуры и искусства), а личностный аспект это продукты функционирования социальных групп или индивидуума, к которым относятся экономические интересы и потребности; экономическое сознание и мышление; экономические знания и умения; экономическая деятельность, ее качества и свойства. Данные аспекты экономической культуры взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обеспечивает целостность экономической культуры в структуре духовной жизни, в основе которой лежит тот факт, что с одной стороны, культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, а последние влияют на породившую их институциональную культуру. 4. На протяжении многих веков в русской экономической культуре сохранялось динамичное равновесие, в котором сочетались противоположные ценности, смыслы, тенденции развития. 86 основными характеристиками экономической культуры являются: связь с производственной деятельностью людей; определенные экономические знания, интерес к определенной деятельности, мастерство и профессионализм; нахождение в определенном пространстве —пространстве экономических отношений; тесная связь с правом и нравственностью; устойчивые стереотипы сознания, которые повторяются не только из года в год, но и из века в век. экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы. Она отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе освоения окружающего мира. Развитие человека, его творческих сил и форм общения составляет главное содержание экономической культуры. Поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики. 1.3. Институциональный и личностный аспекты экономической культуры Культура выражает человеческую сущность общества. Поэтому она пронизывает все без исключения элементы, стороны, состояния, сферы общественной жизни и вбирает их в себя. Культуру «...нельзя рассматривать ни как особую сферу общественной жизнедеятельности, ни как особую деятельность. Понятие культуры возникает как выражение определенного подхода к характеристике всего общества, всех сфер его жизни... Культура и формирует человека, и является формой его самовыражения, проявления его человеческой сущности. Она характеризует меру овладения им различными способами человеческой деятельности и меру его собственного развития как его творческих сил и форм общения составляет главное содержание экономической культуры. Поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики. Экономическая культура в структуре духовной жизни общества представляет собой совокупность институционального и личностного аспектов, где институциональный аспект это те ценности и социальные нормы, которые характеризуют функционирующие внутри экономики институты, а также ценности и нормы, порожденные не экономическими, а другими социальными институтами общества, лежащие вне экономики, но напрямую взаимодействующие с ней (институты политики, права, религии, науки, этики, культуры и искусства), а личностный аспект продукты функционирования социальных групп или индивидуума, к которым относятся экономические интересы и потребности; экономическое сознание и мышление; экономические знания и умения; экономическая деятельность, ее качества и свойства. Данные аспекты экономической культуры взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обеспечивает целостность экономической культуры в структуре духовной жизни, в основе которой лежит тот факт, что с одной стороны, культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты ’ населения, а последние влияют на породившую их институциональную культуру. В российской экономической культуре отмечается не только полиморфизм, то есть многообразие ценностей, что в той или иной степени присутствует в каждой развитой культуре, но и противоречивость ценностных ориентации и тенденций. В ней присутствуют как праюпцизм и индивидуализм, рациональные установки на накопление богатства и бытовое обустройство, достижительность и этика успеха, так и отрицание, и осуждение этих установок. Однако в России же практические доетижительные ценности уступали по своему значению ценностям аскриптивным в их разных вариантах: семейных, общинных, конфессиональных и, конечно, государственных. 338 |