населения означают отсутствие экономической культуры. На самом деле необходимо анализировать ее различные конкретные формы и уровни. Проблематика экономической культуры требует проведения специальных исследований. К ним относится изучение представлений, чувств и навыков людей, которые характеризуют их взаимодействие с экономическими структурами и формы участия в экономической жизни. Мы оф аиичим ся лиш ь кратким обзором существующих научных подходов и определений. Очевидно, что первое представление об экономической культуре и ее функциях возникло в тот период истории, когда экономика превратилась в самостоятельную и значимую сферу общественной жизни. Уже в античное время были предприняты весьма содержательные попытки проникнуть в сузь экономического сознания и поведения народных масс и отдельных личностей и выявить в них какие-то устойчивые и фиксируемые наблюдением формы. Многие выдающиеся мыслители обращались к различным аспектам экономической культуры за более чем двухтысячелетнюю историю се изучения. Но до середины прошлого века категория «экономическая культура» не имела специального статуса, поскольку не выделяла особую предметную область и эвристические подходы и не обладала концептуальной разработанностью. Изучение реальных экономических отношений и процессов выявило существование особого культурного компонента, обладающего значительными объясняющими возможностями. Обращение к данной проблеме было связано с осознанием ограниченности одного институционального анализа. Необходимо было выяснить основные мотивы и ценности, лежащие в основе реального поведения людей, поэтому исследования обратились в первую очередь к конкретным участникам экономической жизни, их потребностям, представлениям и поступкам. В этом проявлялось и влияние бихевиоризма, являющегося ведущим методом изучения социальных отношений в американской экономической школе и наложившего заметный отпечаток на оформление концепции экономической культуры. Решение познавательных задач обеспечивалось возрастающим влиянием и успехами философии, 13 |
59 экономической культуры. На самом деле необходимо анализировать ее различные конкретные формы и уровни. Проблематика экономической культуры требует проведения специальных исследований. К ним относится изучение представлений, чувств и навыков людей, которые характеризуют их взаимодействие с экономическими структурами и формы участия в экономической жизни. Мы ограничимся лишь кратким обзором существующих научных подходов и определений. Очевидно, что первое представление об экономической культуре и ее функциях возникло в тот период истории, когда экономика превратилась в самостоятельную и значимую сферу общественной жизни. Уже в античное время были предприняты весьма содержательные попытки проникнуть в суть экономического сознания и поведения народных масс и отдельных личностей и выявить в них какие-то устойчивые и фиксируемые наблюдением формы. Многие выдающиеся мыслители обращались к различным аспектам экономической культуры за более чем двухтысячелетнюю историю ее изучения. Но до середины нашего века категория экономическая культура не имела специального статуса, поскольку не выделяла особую предметную область и эвристические подходы и не обладала концептуальной разработанностью. В широкий научный оборот данная научная категория вошла только в конце 50-х годов. Широкомасштабные исследования культуры развернулись в 50-60-е годы и наиболее важную роль в них сыграли зарубежные ученые. Изучение реальных экономических отношений и процессов выявило существование особого культурного компонента, обладающего значительными объясняющими возможностями. Обращение к данной проблеме было связано с осознанием ограниченности одного институционального анализа. Необходимо было выяснить основные мотивы и ценности, лежащие в основе реального поведения людей, поэтому исследования обратились в первую 60 очередь к конкретным участникам экономической жизни, их потребностям, представлениям и поступкам. В этом проявлялось и влияние бихевиоризма, являющегося ведущим методом изучения общественных отношений в американской экономической школе и наложившего заметный отпечаток на оформление концепции экономической культуры. Решение встающих познавательных задач обеспечивалось возрастающим влиянием и успехами теоретической и прикладной социологи, экономической науки и психологии. Эта концепция формировалась под влиянием идей М. Вебера [35] и Т. Парсонса [335]. Так, М. Вебер писал о целерациональном, ценностнорациональном, аффективном и традиционном «осмысленно» ориентированном социальном действии. Т. Парсонс также выделял различные виды ориентаций на социальную деятельность познавательные, аффективные и оценочные. В соответствии с этим зарубежные экономисты рассматривают экономическую культуру как совокупность трех основных психологических ориентаций на различные экономические объекты. Она выступала как субъективное явление, система знаний, чувств и оценок индивидов. Каждая экономическая система проявляется в определенной модели ориентации на экономические действия. Т. Дил углубил представление об экономической культуре и ее свойствах. Он исходил из того, что экономическая культура указывает на «отношение индивидов к экономической системе и ее различным частям, а также на отношение к своей роли в системе» [298]. Автор выделил следующие ориентации в экономической культуре: а) познавательные ориентации, указывающие на «знание и веру относительно экономической системы»; б) эмоциональные ориентации, связанные с «чувствами по поводу экономической системы»; в) оценочные ориентации к суждениям и мнениям, которые вызывают «сочетание ценностных стандартов... с информацией и чувствами» [298]. |