Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 16]

отношении субъектов к различным аспектам экономики.
Представление об экономической культуре как совокупности
ориентации и убеждений, ограниченной сферой сознания и содержащей психологическое измерение экономики, получило широкое распространение в современной пауке.
Однако оно остается весьма уязвимым для кри тики, которая ведется по разным направлениям.
Это привело к тому, что
счал активно разрабатываться более широкий подход, рассматривающий экономическую культуру как систему, включающую элемен ты экономического сознания и поведения (Л.
Х сгидус1, 11.
Гатрел2, Ф.
Хаек3).
Гак, Дж.
Коттер1под экономической культурой понимает концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые отмечаются и выводятся из наблюдения за людьми, вовлеченными в производственные отношения.
Основное, что разделяет рассматриваемые подходы, связано с вопросом о причинных связях экономической культуры и экономической структуры, с соотношением убеждений и поведения.
При этом
Р.Килмаппу* и его последователям приписывается утверждение, что культура производит структуру.
В
отечественной литературе существует несколько определений экономической культуры.
Это свидетельствует не столько о теоретической недостаточности предпринимаемых усилий, сколько о сложности и многогранности рассматриваемого феномена.
Вместе с тем, само накопление знаний имеет и положительное значение, поскольку
даст возможность представить данное явление более полно и всесторонне.
Становление и развитие теории экономической культуры позволяет надеяться
па то, что сущностные характеристики ес будут определены.
Существующие определения экономической культуры исходят из разных методологических оснований и
представляю!' различные стороны исследуемого объекта.
Однако это не значит, ч то работа в данном направлении не может быть
1Hegedus Л.Т.
Economics and m o rals// A U LA .-soc.
A econom y.-Budapest, 1999.-vol.14.-№ 3.-p.65-75.
2 Gatrell P.
Economies culture, econom ics policy and econom ics growth in Russia 1861-1914 //Copirs du monde russe.1999.-№ 1/2.p.37-52.
’ Hayek F.
The Counicr-Revolution o f the Science: Studies on the Abuse o f Reason.
G ícnso (d i).
1952.
Ch.3.
4 Kotter J.P., Hcskeit J.L.
Corporate and perfom iance.-N.Y.: Free press, 1999.-214 p.
5 Kilmann R., Saksion M.
Kilmann Sakston culturecap survey.Pittsburg, 1999.
16
[стр. 64]

64 Другим аспектом экономической культуры является согласованность или системный характер ее компонентов в экономических ориентациях.
Речь идет об отношении субъектов к различным аспектам экономики.
Представление об экономической культуре как совокупности
ориентаций и убеждений, ограниченной сферой сознания и содержащей психологическое измерение экономики, получило широкое распространение в современной науке.
Однако оно остается весьма уязвимым для критики, которая ведется по разным направлениям.
Это привело к тому, что
стал активно разрабатываться более широкий подход, рассматривающий экономическую культуру как систему, включающую элементы экономического сознания и поведения (А.
Хегидус [309], П.
Гатрел [306], Ф.
Хаек [308]).
Так, Дж.
Коттер [319] под экономической культурой понимает концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые отмечаются и выводятся из наблюдения за людьми, вовлеченными в производственные отношения.
Е.
Возка считает необходимым внести уточнение, относя к экономической культуре только образцы, а не всю экономическую деятельность.
В результате она определяется им как «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих экономические взаимоотношения» [349].
Основное, что разделяет рассматриваемые подходы, связано с вопросом о причинных связях экономической культуры и экономической структуры, с соотношением убеждений и поведения.
При этом
Р.Килманну [317] и его последователям приписывается утверждение, что культура производит структуру.
В
этой связи Д.
Садлер [340], А.
Сен [344], В.
Томас [347] и другие пишут о недооценке или игнорировании взаимозависимости между культурой и структурой.
Такая критика не совсем точна.
В действительности, Р.
Килманн и М.
Сакстон писали: «Экономическая культура формирует действия индивидов, выполняющих экономические роли во всей экономической системе.
В то же время, возможности и

[стр.,65]

65 настоятельная необходимость, создаваемые существующими экономическими структурами, будут формировать данную культуру.
Культура и структура, позиция и поведение постоянно взаимодействуют друг с другой, так же, как индивиды учатся и действуют, и учатся через действие.
Полезно посмотреть как на культуру, так и на структуру и раскрыть модель позиций, которая лежит в основе, формирует и формируется текущими событиями экономической жизни» [317].
Таким образом, экономическая культура является одновременно независимой и зависимой, обусловливающей структуру и поведение и обусловленной ими.
Однако сами структура и поведение относятся авторами к другим элементам экономической системы.
А теперь обратимся к отечественным разработкам в этой области.
В нашей литературе существует несколько определений экономической культуры.
Это свидетельствует не столько о теоретической недостаточности предпринимаемых усилий, сколько о сложности и многогранности рассматриваемого феномена.
Вместе с тем, само накопление знаний имеет и положительное значение, поскольку
дает возможность представить данное явление более полно и всесторонне.
Становление' и развитие теории экономической культуры позволяет надеяться
на то, что сущностные характеристики ее будут определены.
Это связано, прежде всего, с уточнением исходных методологических предпосылок анализа.
Существующие определения экономической культуры исходят из разных методологических оснований и
представляют различные стороны исследуемого объекта.
Однако это не значит, что работа в данном направлении не может быть
продолжена в целях более адекватного отражения сущности рассматриваемого феномена.
При этом необходимо соблюдать некоторые общие требования, которые могут быть поставлены перед подобного рода исследованиями.
Они состоят в том, чтобы представить культуру в более широкой теоретической форме, рассмотрев ее в

[Back]