Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 17]

продолжена в целях более адекватного отражения сущности рассматриваемого феномена.
При этом необходимо соблюдать некоторые общие требования, которые
M O iy r быть поставлены перед подобного рода исследованиями.
Они состоят в том, чтобы представить культуру в более широкой теоретической форме, рассмотрев
ес в контексте всей экономической системы, и па этой основе выделить се специфику и основные индикаторы, позволяющие дать ее объективное описание.
Подобная задача предполагает направленную коллективную работу.
Мы же ограничимся кратким анализом сложившихся подходов и наметим общие контуры собственного концептуального видения экономической культуры.
Традиционный подход сводит экономическую культуру к экономическому сознанию в его устойчивых формах и стереотипах.
При этом в качестве определяющих обычно фиксируются различные элементы сознания, такие как ценности, традиции, нормы, ориентации.

Показательна в этом плане позиция В.
Радаева, который особенность экономической культуры видит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью.

11оэтому она выступает не экономическим процессом в его реальном воплощении, а комплексом представлений определенной общности людей об экономике1.
Автор полагает, что экономическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности которой разделяются большинством членов экономического сообщества.
Ценностное содержание экономической культуры выделяется как ведущее и во многих других работах.
Однако такое понимание, хотя и фиксирует важную характеристику экономической культуры, не может системно отразить
се сложный характер.
Определение экономической культуры
па основе ценностного представления не является достаточным уже потому, ч то ценности существуют только относительно познающего и действующего субъекта и в этом смысле имеют произвольный характер.
Они выступают инструментом особого, ценностного отношения субъектов к экономическим явлениям и процессам и
1 Радаеи В.ГГ Экономическая социология: Курс лекций.-М .: А спект I Ipecc, 1999.-367 с.
17
[стр. 65]

65 настоятельная необходимость, создаваемые существующими экономическими структурами, будут формировать данную культуру.
Культура и структура, позиция и поведение постоянно взаимодействуют друг с другой, так же, как индивиды учатся и действуют, и учатся через действие.
Полезно посмотреть как на культуру, так и на структуру и раскрыть модель позиций, которая лежит в основе, формирует и формируется текущими событиями экономической жизни» [317].
Таким образом, экономическая культура является одновременно независимой и зависимой, обусловливающей структуру и поведение и обусловленной ими.
Однако сами структура и поведение относятся авторами к другим элементам экономической системы.
А теперь обратимся к отечественным разработкам в этой области.
В нашей литературе существует несколько определений экономической культуры.
Это свидетельствует не столько о теоретической недостаточности предпринимаемых усилий, сколько о сложности и многогранности рассматриваемого феномена.
Вместе с тем, само накопление знаний имеет и положительное значение, поскольку дает возможность представить данное явление более полно и всесторонне.
Становление' и развитие теории экономической культуры позволяет надеяться на то, что сущностные характеристики ее будут определены.
Это связано, прежде всего, с уточнением исходных методологических предпосылок анализа.
Существующие определения экономической культуры исходят из разных методологических оснований и представляют различные стороны исследуемого объекта.
Однако это не значит, что работа в данном направлении не может быть продолжена в целях более адекватного отражения сущности рассматриваемого феномена.
При этом необходимо соблюдать некоторые общие требования, которые
могут быть поставлены перед подобного рода исследованиями.
Они состоят в том, чтобы представить культуру в более широкой теоретической форме, рассмотрев
ее в

[стр.,66]

66 контексте всей экономической системы, и на этой основе выделить ее специфику и основные индикаторы, позволяющие дать ее объективное описание.
Подобная задача предполагает направленную коллективную работу.
Мы же ограничимся кратким анализом сложившихся подходов и наметим общие контуры собственного концептуального видения экономической культуры.
Традиционный подход сводит экономическую культуру к экономическому сознанию в его устойчивых формах и стереотипах.
При этом в качестве определяющих обычно фиксируются различные элементы сознания, такие как ценности, традиции, нормы, ориентации
и т.д.
Показательна в этом плане позиция В.
Радаева, который особенность экономической культуры видит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью.

Поэтому она выступает не экономическим процессом в его реальном воплощении, а комплексом представлений определенной общности людей об экономике [187].
Автор полагает, что экономическую культуру можно трактовать в качестве ценностнонормативной системы, ценности которой разделяются большинством членов экономического сообщества.
Ценностное содержание экономической культуры выделяется как ведущее и во многих других работах.
Однако такое понимание, хотя и фиксирует важную характеристику экономической культуры, не может системно отразить
ее сложный характер.
Определение экономической культуры
на основе ценностного представления не является достаточным уже потому, что ценности существуют только относительно познающего и действующего субъекта и в этом смысле имеют произвольный характер.
Они выступают инструментом особого, ценностного отношения субъектов к экономическим явлениям и процессам и
выражают их объективно обусловленную позицию и принятую систему отсчета.
Поэтому при наличии не только противоположных, но и просто не совпадающих интересов выработка общих для всех ценностей

[Back]