выражают их объективно обусловленную позицию и принятую систему отсчета. Поэтому при наличии не только противоположных, но и просто несовпадаю щ их интересов выработка общих для всех ценностей весьма затруднительна. Конкретная их совокупность устанавливается путем соглашений в рамках общ ей логики совместной экономической деятельности. Сама же эта деятельность включена в определенную систему общественных связей и отношений которыми и определяется се ценностное обеспечение. Отсюда следует, что аксиологическое осмысление экономической культуры возможно как составная часть более широкого определения, в котором ценностное содержание выявляется на основе его включения в систему экономических связей и соотнесения с закономерностями развития общества. Некоторые ученые считают, что экономическую культуру образую т субъективные ориентации и предпочтения людей в сфере экономики. Они содержат скрытые убеждения, ожидания и ограничения. которыми руководствуются члены общества в своей экономической деятельности. Эти ориентации выступают способом осознания экономического бытия и выработки соответствующего подхода к его изменениям в рамках целостного отношения к экономической действительности. 'Гакова, например, позиция Т. Рыбченко, определяющего экономическую культуру как особый тип отношения к экономике, особый тип ориентации па экономическое действие, присущий данному обществу . Следует подчеркнуть, что само наличие определенных экономических ориентаций и приоритетов является необходимой частью экономической культуры. В них выражаются предпочтения и ожидания субъектов, их действительные потребности и интересы, основные мотивы и условия возможного экономического выбора. Они характеризуют психологическую направленность субъектов па внутренне значимые для них цели и объекты. Однако отождествлять экономическую кульч уру с субъективными ориентациями, на наш взгляд, неправомерно. Они и ф аю т важную роль и 1 Рыбченко Т.В Экономическая культура инженерно-технических работники« и ее формирование в условиях переходного периода.-С вердловск, 1999,С. 16 18 |
66 контексте всей экономической системы, и на этой основе выделить ее специфику и основные индикаторы, позволяющие дать ее объективное описание. Подобная задача предполагает направленную коллективную работу. Мы же ограничимся кратким анализом сложившихся подходов и наметим общие контуры собственного концептуального видения экономической культуры. Традиционный подход сводит экономическую культуру к экономическому сознанию в его устойчивых формах и стереотипах. При этом в качестве определяющих обычно фиксируются различные элементы сознания, такие как ценности, традиции, нормы, ориентации и т.д. Показательна в этом плане позиция В. Радаева, который особенность экономической культуры видит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью. Поэтому она выступает не экономическим процессом в его реальном воплощении, а комплексом представлений определенной общности людей об экономике [187]. Автор полагает, что экономическую культуру можно трактовать в качестве ценностнонормативной системы, ценности которой разделяются большинством членов экономического сообщества. Ценностное содержание экономической культуры выделяется как ведущее и во многих других работах. Однако такое понимание, хотя и фиксирует важную характеристику экономической культуры, не может системно отразить ее сложный характер. Определение экономической культуры на основе ценностного представления не является достаточным уже потому, что ценности существуют только относительно познающего и действующего субъекта и в этом смысле имеют произвольный характер. Они выступают инструментом особого, ценностного отношения субъектов к экономическим явлениям и процессам и выражают их объективно обусловленную позицию и принятую систему отсчета. Поэтому при наличии не только противоположных, но и просто не совпадающих интересов выработка общих для всех ценностей 67 весьма затруднительна. Конкретная их совокупность устанавливается путем соглашений в рамках общей логики совместной экономической деятельности. Сама же эта деятельность включена в определенную систему общественных связей и отношений, которыми и определяется ее ценностное обеспечение. Отсюда следует, что аксиологическое осмысление экономической культуры возможно как составная часть более широкого определения, в котором ценностное содержание выявляется на основе его включения в систему экономических связей и соотнесения с закономерностями развития общества. По этой причине мы не можем полностью принять определение экономической культуры как системы базисных знаний об экономической жизни. Основными типами таких знаний Я. Кузьминой [116] и В. Левичева [122] предлагают считать социальную онтологию, ценности и операциональный опыт. Такое знание организовано в чрезвычайно общие концептуальные схемы, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты опытом, так как сами представляют собой способы интерпретации этого опыта. Некоторые ученые считают, что экономическую культуру образуют субъективные ориентации и предпочтения людей в сфере экономики. Они содержат скрытые убеждения, ожидания и ограничения, которыми руководствуются члены общества в своей экономической деятельности. Эти ориентации выступают способом осознания экономического бытия и выработки соответствующего подхода к его изменениям в рамках целостного отношения к экономической действительности. Такова, например, позиция Т. Рыбченко, определяющего экономическую культуру как особый тип отношения к экономике, особый тип ориентации на экономическое действие, присущий данному обществу [206]. Следует подчеркнуть, что само наличие определенных экономических ориентаций и приоритетов является необходимой частью экономической 68 культуры. В них выражаются предпочтения и ожидания субъектов, их действительные потребности и интересы, основные мотивы и условия возможного экономического выбора. Они характеризуют психологическую направленность субъектов на внутренне значимые для них цели и объекты. Однако отождествлять экономическую культуры с субъективными ориентациями, на наш взгляд, неправомерно. Они играют важную роль и достаточно легко фиксируются специальными исследованиями, но не исчерпывают всего содержания экономической культуры. Ориентации означают лишь готовность действовать и реагировать определенным образом на те или иные изменения и являются выражением определенных экономических взглядов. Они выступают промежуточным звеном между позициями индивидов и их экономическим поведением, при этом значительную роль играют другие компоненты экономической культуры, включая нормы и модели экономического участия. Экономическую культуру нередко определяют как опыт, который обеспечивает непрерывность экономической жизни общества. В частности, К. Панферов под экономической культурой понимает институализированный и неинституализированный исторический и социальный опыт, представляющий собой зафиксированную в законах, обычаях и экономическом сознании «память» о прошлом данного общества и его отдельных элементов [170]. Социально-экономический опыт составляет важную часть экономической культуры. В нем закрепляются и накапливаются стереотипы экономического сознания и действия, организационные стандарты, поведенческие эталоны, устойчивые экономические чувства, нравы, традиции и т.д., которые играют значительную роль в политической социализации и общем политическом процессе. Подобное определение экономической культуры дает одностороннее представление, в котором не находят отражения другие компоненты экономической культуры. Последняя не сводится только к |