Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 22]

предстает как мера и форма практической реализации коренных интересов, знаний, умений и целей в экономической деятельности.
Поэтому она вклю чает в себя не только экономическое сознание,
по и саму деятельность, способы ее осуществления.
Именно в экономической культуре формируются основные механизмы регулирования экономической деятельности, включая
ее мотивацию, стимулирование, направленность, оснащение, ограничения и продуктивность.
Такое понимание является динамическим, процессуальным.
В технологической интерпретации культура выступает как совокупность методов и приемов, навыков и средств, которые опосредуют эту деятельность и способствуют практической реализации определенных экономических целей.
В других версиях происходит переход от самой деятельности к проявлению деятельных способностей человека, развитию его деловых качеств и активности.
Таким образом, в экономическую деятельность вводится ее субъект и носитель.
Но и такое объяснение экономической куль туры нельзя признать исчерпывающим.
Мы согласны с теми учеными, которые считают, что не деятельность, а общественное отношение должно послужить той общей
основой, с помощью которой анализируется такое явление, как культура.
В этом случае доминирующей становится не субъективная сторона, а совокупность производственных отношений.
Логически исходной является концепция экономической культуры как специфического качества деятельности в сфере экономической жизни, поскольку только она позволяет представить экономическую культуру в виде
целостной системы.
Исходя из указанных позиций, следует
отмочить представление об экономической культуре как обобщенной характеристике человека, степени его духовной и экономической развитости и активности.
Уже в рамках деятельностного подхода акцепт иногда переносился на субъект этой деятельности, при этом экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы в области экономической деятельности.
Она отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе
22
[стр. 72]

72 концепции (Ю.Вишневский [38], Л.Коган [95], Л.Пономарев [180], Т.Ш апко [38]) рассматривают экономическую культуру как процесс творческой деятельности людей в экономической жизни общества.
Представители другой (Ю .Петухов [172], И.Орешников [172], В.Уразгалиев [233], В.Щербина [271]) как специфический способ этой деятельности.
Так, Ю.Петухов и И.Орешников пишут: «Экономическая культура есть способ, характер экономической деятельности, совокупность объективных условий труда, экономического сознания, деловых, профессиональных качеств работников...» [172, с.
130].
В.Щ ербина рассматривает это понятие как «способ, форму и результат» творческой деятельности людей [271, с.151].
В.Уразголиев уточняет: «Экономическая культура в широком смысле может быть определена как совокупность всех (как материальных, так и духовных) социально выработанных средств, с помощью которых осуществляется движение экономической системы общества» [233, с.8].
Представляя собой, способ деятельного существования людей в сфере общественно-экономических отношений, экономическая культура характеризуется здесь с точки зрения развития сущностных сил, применяемых в процессе преобразующей деятельности.
Она раскрывает степень экономической активности, уровень усвоения исторического опыта, экономических навыков и реализацию их в практических действиях.
Тем самым она определяет меру социального развития человека как субъекта экономической деятельности.
Во всех вариантах деятельностной концепции экономическая культура предстает как мера и форма практической реализации коренных интересов, знаний, умений и целей в экономической деятельности.
Поэтому она включает в себя не только экономическое сознание,
но и саму деятельность, способы ее осуществления.
Именно в экономической культуре формируются основные механизмы регулирования экономической деятельности, включая


[стр.,73]

73 се мотивацию, стимулирование, направленность, оснащение, ограничения и продуктивность.
Такое понимание является динамическим, процессуальным.
В технологической интерпретации культура выступает как совокупность методов и приемов, навыков и средств, которые опосредуют эту деятельность и способствуют практической реализации определенных экономических целей.
В других версиях происходит переход от самой деятельности к проявлению деятельных способностей человека, развитию его деловых качеств и активности.
Таким образом, в экономическую деятельность вводится ее субъект и носитель.
Но и такое объяснение экономической культуры нельзя признать исчерпывающим.
Мы согласны с теми учеными, которые считают, что не деятельность, а общественное отношение должно послужить той общей
абстракцией, с помощью которой анализируется столь глубокое явление, как культура.
В этом случае на первый план выходит не субъективная сторона исторического процесса, а совокупность производственных отношений, представляющих данное общество.
При этом необходимо учитывать, что живая деятельность субъектов есть момент производственных отношений.
Она не является равнозначным или тем более самодостаточным целым.
Важнейшая характеристика производственных отношений взаимодействие, т.е.
взаимная деятельность людей в процессе распределения производства.
В этом взаимодействии деятельность субъекта лишь момент данного целого.
Само общество отнюдь не продукт только деятельности, но «продукт взаимодействия людей» (К.Маркс), осуществляемого в рамках общественных отношений в их историческом развитии.
Таким образом, деятельность не существует в отрыве от общественных отношений, последние это общественная форма деятельности субъектов [139].
Логически исходной является концепция экономической культуры как специфического качества деятельности в сфере экономической жизни, поскольку только она позволяет представить экономическую культуру в виде


[стр.,74]

74 целостной системы.
Исходя из указанных позиций, следует
отметить представление об экономической культуре как обобщенной характеристике человека, степени его духовной и экономической развитости и активности.
Уже в рамках деятельностного подхода акцепт иногда переносился на субъект этой деятельности, при этом экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы в области экономической деятельности.
Она отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе
освоения окружающего мира.
Развитие человека, его творческих сил и форм общения составляет главное содержание экономической культуры.
Поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики.
Экономическая культура как категория, отражающая качество культуросозидающей деятельности сохраняет все главные признаки родового понятия «культура»: общечеловеческий характер, конкретную историческую обусловленность, непрерывность и всеобщность.
В то же время экономическая культура представляет собой своеобразную, специфическую форму и вид культуры.
Если рассмотреть понятие «культуры, как социальной памяти общества особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества» [62, с.97], то экономическая культура будет охватывать те и только те ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние.
Существует так же мнение, в частности Т.Заславской [66], Р.Рывкиной [67] и О.Леоновой [125], что экономическая культура это «проекция» культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений [66, сЛ 10] или «проекция» экономики на сферу культуры [125,

[Back]