руст другие стороны культурного развития общества обновление его ценностей и норм па базе освобождения от одних и замены им другими, вытеснения устаревших ценностей новыми. Процесс обогащения и развития памяти неотъемлемый элемент общего воспроизводства культуры, который идет через постоянную переоценку ценностей. Таким образом, экономическая культура является интегративным понятием, включающим в себя такие компоненты, как когнитивный (приобретаемые знания и навыки), ценностный (осваиваемые роли, нормы и ценности), символический (вырабатываемые способы идентификации). Все ценности и нормы имеют духовную природу. Они являются ядром, стержневыми элементами экономической культуры. Важность духовных ценностей для экономической культуры достаточно велика. П риоритет ценностей признается многими теоретиками и практиками в такой мере, ч то они склоним отождествлять экономическую культуру с экономической этикой. Под ценностями мы понимаем принятые поня тия о том, что является правильным или важным, «суждения о том, что имеет важное значение для индивидуального и группового благополучия» 1. Ценности это фундамент экономической культуры, по природа ценностей неоднозначна. Она определяется как процессами, происходящими во внешней среде, гак и традициями, менталитетом, системой организации и действиями руководства, общим содержанием человеческой среды. Таким образом, природа ценностей экономической культуры имеет субъективно-объективный характер. Эффективность ценностей как основы экономической культуры определяется признанием их в качестве важного ориентира деятельности, установок, определяющих повседневное рабочее существование всех участников организации. Даже в эффективно работающей организации не исключены, а скорее, неизбежны конфликты ценностей, выполняющих роль толчков к периодическому обновлению культуры. На основе ценностей складываются социальные нормы, распространенные 1Пономарев Л.И. Экономическая культура: сущ ность, направления развития.-М .: Мысль. 1999.С.ПО. |
87 субъекта деятельности, субъекта социально-исторического творчества, в процессе которого человек создает и самого себя» [11] Несомненно, что экономическая культура является частью духовной. Она включает в себя следующие ее элементы: национальные стереотипы образа жизни, уровень и структуру потребностей, стереотипы потребления, культурные образы хозяйственных представлений и хозяйственного поведения, нормы и образы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образов, организационные формы существования хозяйственной культуры, ценностно-мотивационные отношения к труду и богатству, степень реализации экономической цели и завершенности самой экономической деятельности, мера интенсивности освоения экономического пространства. Кроме того, экономическая культура имеет определенную степень восприимчивости в данном обществе, наличие или отсутствие внутренних импульсов развития, определенные пространственные и конкретноисторические условия. Важную роль играют и экономические способности человека. Экономическая культура является интегративным понятием, включающим в себя такие компоненты, как когнитивный (приобретаемые знания и навыки), ценностный (осваиваемые роли, нормы и ценности), символический (вырабатываемые способы идентификации). Все ценности и нормы имеют духовную природу. Они являются ядром, стержневыми элементами экономической культуры. Важность духовных ценностей для экономической культуры достаточно велика. Приоритет ценностей признается многими теоретиками и практиками в такой мере, что они склонны отождествлять экономическую культуру с экономической этикой. Под ценностями мы понимаем принятые понятия о том, что является правильным или важным, «суждения о том, что имеет важное значение для индивидуального и группового благополучия» [180, с. 140]. Ценности это 88 фундамент экономической культуры, но природа ценностей неоднозначна. Она определяется как процессами, происходящими во внешней среде, так и традициями, менталитетом, системой организации и действиями руководства, общим содержанием человеческой среды. Таким образом, природа ценностей экономической культуры имеет субъективнообъективный характер. Эффективность ценностей как основы экономической культуры определяется признанием их в качестве важного ориентира деятельности, установок, определяющих повседневное рабочее существование всех участников организации. Даже в эффективно работающей организации не исключены, а скорее, неизбежны конфликты ценностей, выполняющие роль толчков к периодическому обновлению культуры. На основе ценностей складываются социальные нормы, распространенные в данном обществе предписания к действиям. Под нормами понимается вся совокупность самых разнообразных требований, предъявляемых данной системой культуры к человеку, к группе, институту. Норма предполагает разрешение, запрещение, обязательность, допустимость, желательность тех или иных действий... Желания, интересы, потребности людей социально обусловлены, т.е. здесь действует определенный тип социальных норм. В соответствии с данным определением нормы могут существовать в следующих формах: 1) норма как показатель того, что считается «должным» (правильным, необходимым, полезным, нужным) или «не должным» (неправильным, вредным, ненужным). Нормы как требования выполнять или не выполнять определенные действия фиксируются в определенных нормативных документах, как то гражданский кодекс, законы о культуре и образовании, политические программы, постановления; 2) нормы, как образец действия, поступка, воспроизводящегося на протяжении более или менее длительных периодов времени большими массами людей; 3) неинституционализированные «нормативные представления» социальных |