Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 83]

противоречий.
Без этого посредствую щ его звена возникала неспособных установить взаимодействие и согласование различных начал и сторон.
Поэтому противоположности сталкивались напрямую, порождая конфликты разной степени остроты и сложности, которые исторически разреш ались через насилие и приводили к инверсионным переходам от одной крайности к другой.
Исследователи по-разному оцениваю т постоянство этих
колебании.
Л.С Ахиезер, например, видит в таких инверсиях сущ ностную характеристику российской культуры, сс коренное отличие от западной.
Как пиш ет исследователь, «социокультурные противоречия, которые леж ат в основе понимания механизма раскола, должны рассматриваться как ...
противоречия самой культуры.
Именно такие противоречия сложились в самой структуре культуры России, определяя хромающ ий характер принятия решений.
Раскол внедряется в каждую клеточку российской культуры, усиливая, таким образом, ее дезорганизацию, а через
нес дезорганизацию воспроизводственной деятельности, рост социальной энтропии.
По сути дела, здесь налицо социокультурная патология, которая требует диагноза и лечения».

И все же, констатация противоречивости и
антииомичности не исчерпывает специфики русской культуры, для которой характерно постоянство борьбы противоположных тенденций.
Па протяжении нескольких веков соборно-общинный идеал сосуществовал с индивидуалистическим, осуждение богатства с нормальным прагматизмом.
В
российской экономической культуре сохранялось некоторое подвижное равновесие в многоукладное™ , в которой сочетались противоположные ценности, смыслы, традиции, тенденции развития.
Все они занимали определенное место по отнош ению друг к другу в подвижной системе, дополняли и уравновешивали друг друга таким образом, что даже чрезвычайное усиление какой-либо одной тенденции не вело к полному исчезновению противоположной.
На новом этапе развития она могла, выжив в процессе самой радикальной общественной ломки, предстать в подчиненном, «снятом» виде, чтобы затем снова вернуться
па круги своя.
По и до своего 1Ахиезер А.С.
Россия: критика исторического опыта.
Новосибирск.
1997.
804 с.
[стр. 112]

противоречивость ценностных ориентации и тенденций.
Так, стремление к обогащению и почитание богатства совмещается с его осуждением и с презрением к нему.
Слабость срединного начала, срединной культуры, отсутствие среды, в которой развивались бы медиативные ценности и нормы, создавали предпосылки не для снятия конфликтов, а для обострения противоречий.
Без этого посредствующего звена возникала неспособных установить взаимодействие и согласование различных начал и сторон.
Поэтому противоположности сталкивались напрямую, порождая конфликты разной степени остроты и сложности, которые исторически разрешались через насилие и приводили к инверсионным переходам от одной крайности к другой.
Исследователи по-разному оценивают постоянство этих
колебаний.
A.C.
Ахиезер, например, видит в таких инверсиях сущностную характеристику
русской культуры, ее коренное отличие от западной.
Как пишет исследователь, «социокультурные противоречия, которые лежат в основе понимания механизма раскола, должны рассматриваться как ...
противоречия самой культуры.
Именно такие противоречия сложились в самой структуре культуры России, определяя хромающий характер принятия решений.
Раскол внедряется в каждую клеточку российской культуры, усиливая, таким образом, ее дезорганизацию, а через
нее — и дезорганизацию воспроизводственной деятельности, рост социальной энтропии.
По сути дела, здесь налицо социокультурная патология, которая требует диагноза и лечения».

[14] И все же, констатация противоречивости и антиномичности не исчерпывает специфики русской культуры, для которой характерно постоянство борьбы противоположных тенденций.
На протяжении нескольких веков соборнообщинный идеал сосуществовал с индивидуалистическим, осуждение богатства — с нормальным прагматизмом, в православной системе ценностей идеал стяжателей Иосифа Волоцкого нашел свое место рядом с идеалом нестяжателей Нила Сорского (оба одинаково почитаются и причислены к лику преподобных).
В русской экономической культуре сохранялось некоторое подвижное равновесие в многоукладное™, в которой сочетались противоположные ценности, смыслы, 112

[стр.,113]

традиции, тенденции развития.
Все они занимали определенное место по отношению друг к другу в подвижной системе, дополняли и уравновешивали друг друга таким образом, что даже чрезвычайное усиление какой-либо одной тенденции не вело к полному исчезновению противоположной.
На новом этапе развития она могла, выжив в процессе самой радикальной общественной ломки, предстать в подчиненном, «снятом» виде, чтобы затем снова вернуться
на круги своя.
Но и до своего проявления как альтернативная и преобладающая ориентация эта тенденция, так или иначе, присутствовала в общем культурном раскладе.
Таким образом, несмотря на инверсионные колебаний, русская культура на протяжении многих столетий сохраняла принципы своего формообразования, в которых инверсионная подвижность приобретала смысл устойчивой специфики.
Поэтому, как полагает A.C.
Панарин, инверсионные циклы можно рассматривать как национально самобытный механизм исторической изменчивости, способ самобытной модернизации: «тогда и злосчастные инверсии будут поняты как специфические способы переработки нового исторического материала и его ассимиляции национальным организмом.
...
Нация активно ассимилирует внешний материал, воспроизводя самое себя в изменчивом виде».
[169] Выделение антиномичных начал и ценностей русской культуры, совершающих инверсионные колебания и образующих циклы русской истории, оправдано при выявлении общесистемных положений, срабатывающих как крайности исторической динамики русской культуры.
Однако в историческом бытии русской культуры (в том числе и экономической) противоположные ценности образуют, скорее, не «пары», а систему координат, полюса смыслового поля, внутри которого формируются промежуточные типы отношений.
Прямое столкновение противоположных начал образует жесткую смысловую основу классовой борьбы, борьбы на уничтожение, изживание смысла — например, искоренение индивидуализма, практицизма, предпринимательских ценностей в рамках коммунистической уравнительной модели.
Однако попытка ее реализации была предпринята лишь однажды в русской истории и достаточно быстро (в историческом масштабе времени) потерпела крах.
Промежуточные формы 113

[Back]