неконструктивность. Главным является выход на новый тип научно-технического развития, связанный с появлением соответствую щ их ем у типов технического проектирования и научной рациональности. Экономическая культура, как фактор обретения идентичности, в этих условиях не может быть сведена просто к усвоению правовых норм, ценностей и императивов рыночной экономики, которые уже связаны как систем а экономической культуры индустриального капитализма и вошли в глубинные пласты менталитета людей западной культуры. Именно в этом направлении мыслит себе будущ ность экономической модернизации и отечественная либеральная экономическая мысль, а политики и идеологи выдвигаю т задачу, обеспечивающую в перспективе ассимиляцию пашей экономики, врастание ее в уже готовые экономические, управленческие и финансовые структуры. Но в то же время новый тип рациональности можно рассматривать как «открытый», который приходит на смену деформациям «закрытых» форм рациональности, Открытая рефлексивная рациональность преодолевает и ограниченность закрытой рациональности, и тс деструктивные вырождении нсевдорационалыю сти, которые возникаю т при догматизации закрытой рациональности. Именно при сведении рациональности к этим формам сознания и возникает ее противопоставление духу свободы, риску, «поступку», напряженности усилий личностного сознания. Открытая же рациональность с необходимостью предполагает все эти факторы. Она также предполагает творчество, свободу, максимальную мобилизацию всех конструктивных душевных усилий личности, осущ ествляю щ ую ся, однако, в контексте межличностной работы, процесса общения. И эта работа, и это общ ение ориентированы па познавательный идеал возможно более широкого, полного и глубокого познания реальности. Лю бое предприятие выступает не только как хозяйственный субъект, но и как социальная организация. Это система сознательно координируемых действий людей для достижения общих для них целей. В рамках организации индивидуальные связи, взаимодействия и отношения не просто суммируются, а 91 |
технического развития, связанный с появлением соответствующих ему типов технического проектирования и научной рациональности. Экономическая культура, как фактор обретения идентичности, в этих условиях не может быть сведена просто к усвоению правовых норм, ценностей и императивов рыночной экономики, которые уже связаны как система экономической культуры индустриального капитализма и вошли в глубинные пласты менталитета людей западной культуры. Именно в этом направлении мыслит себе будущность экономической модернизации и отечественная либеральная экономическая мысль, а политики и идеологи выдвигают задачу, обеспечивающую в перспективе ассимиляцию нашей экономики, врастание ее в уже готовые экономические, управленческие и финансовые структуры и через изменение менталитета российских народов, т.е. изменение самой культуры и ее культурного ядра, связанного с особым способом мышления и чувствования. Но в то же время новый тип рациональности можно рассматривать как «открытый», который приходит на смену деформациям «закрытых» форм рациональности. Открытая рефлексивная рациональность преодолевает и ограниченности закрытой рациональности, и те деструктивные вырождения псевдорациональности, которые возникают при догматизации закрытой рациональности. Именно при сведении рациональности к этим формам сознания и возникает ее противопоставление духу свободы, риску, «поступку», напряженности усилий личностного сознания. Открытая же рациональность с необходимостью предполагает все эти факторы. Она также предполагает творчество, свободу, максимальную мобилизацию всех конструктивных душевных усилий личности, осуществляющуюся, однако, в контексте межличностной работы, процесса общения. И эта работа, и это общение ориентированы на познавательный идеал возможно более широкого, полного и глубокого познания реальности, постоянной способности встать в критикорефлексивную позицию по отношению к собственным установкам и убеждениям. 324 Все это для предприятия является внешней средой, т.к. оно не существует в некоем социальном вакууме. Оно вписывается в иерархию экономических связей, которые уже регламентируют деятельность хозяйственных субъектов в социокультурной среде общества. Являясь автономным и самостоятельным, любой хозяйственный субъект ограничен рамками правовой регламентации своей деятельности, подконтролен обществу. И потому все это или стимулирует или ограничивает его деятельность. Любое предприятие выступает не только как хозяйственный субъект, но и как социальная организация. Это система сознательно координируемых действий людей для достижения общих для них целей. В рамках организации индивидуальные связи, взаимодействия и отношения не просто суммируются, а приобретают новое, системное качество. Создается организационный, кооперативный момент, усиливающий эффективность усилий индивидов как членов организации. Предприятие, как социальная организация, имеет функциональноцелевую природу. Выполнение организацией своих функций связано с производством специфической продукции. Функции организации закрепляются в учредительных документах, где фиксируется основной вид деятельности и цели, ради которой создается организация. Организация выступает как средство и инструмент обеспечения функций объединения людей ради целей и результатов, которая может быть достигнута организованными усилиями людей, требует совместных действий. Последнее влечет за собой регламентацию поведения членов организации, то есть четкое распределение между членами организации функций в целях достижения результатов совместной деятельности. Это и обуславливает оформление внутренней структуры любой организации как горизонтального и вертикального разделения труда, выделения организационных структур и подразделений и создание системы власти, координирующей деятельность отдельных подразделений. 325 |