общественные действия в терминах индивидуальной мотивации. Л ю бое поведение принимает характер рационально-эгоистической законом ерности в цслеполагапии, потребностях, интересах и мотивах людей. Экономическая культура, как фактор регуляции отнош ений внутри сферы хозяйственной и предпринимательской деятельности, мож ет способствовать сохранению и поддержанию идентичности общ ества посредством приведения форм хозяйственной деятельности в соответствие социокультурному контексту, усвоения или отторжения форм и стилей хозяйственной и предпринимательской деятельности, адаптации заимствованных форм, а также гарм онизации изменений методов, приемов, стилей деятельности с изменением coiщокул ьтурiюй среды . Кризис идентичности в модернизирую щ емся общ естве, как правило, сопровождается нарастанием анархических тенденций. Утративш ие понимание своей сути и принадлежности к более общим социокультурным, а такж е и политическим структурам люди не способны к осознанию своих интересов и целсрациоиальиой деятельности, что в принципе подрывает становление экономики рыночного типа. Утративший идентичность индивид стремится не к свободе как осознанной деятельности по реализации своих интересов в рамках закона, а к воле как бесконтрольности. Действенным средством преодоления анархии является создание повой идентичности через формирование социокультурных и политических институ тов, с помощ ью которых можно было бы включить людей в новый экономический и социальный порядок и в новую систему идей и ценностей. Подрывом идентичности в процессе модернизации чревато также резкое изменение структур повседневности, в том числе и хозяйственной, разруш ение сложившихся форм деятельности, стилей поведения и общ ения, а также внешнего оформления социально-экономической реальности. С усвоением в процессе становления рыночных отношений новых видов хозяйственной деятельности, новых ролей, стереотипов поведения и 1Федотова В.Г. Этика дела или этика успеха? Я Этика успеха, 1999.№11. 93 |
Экономическая культура, как фактор регуляции отношений внутри сферы хозяйственной и предпринимательской деятельности, в процессе становления рыночных отношений может способствовать сохранению и поддержанию идентичности общества посредством приведения форм хозяйственной деятельности в соответствие социокультурному контексту, усвоения или отторжения форм и стилей хозяйственной и предпринимательской деятельности, адаптации заимствованных форм, а также гармонизации изменений методов, приемов, стилей деятельности с изменением социокультурной среды. Кризис идентичности в модернизирующемся обществе, как правило, сопровождается нарастанием анархических тенденций. Утратившие понимание своей сути и принадлежности к более общим социокультурным, а также и политическим структурам люди не способны к осознанию своих интересов и целерациональной деятельности, что в принципе подрывает становление экономики рыночного типа. Утративший идентичность индивид стремится не к свободе как осознанной деятельности по реализации своих интересов в рамках закона, а к воле как бесконтрольности. Действенным средством преодоления анархии является создание новой идентичности через формирование социокультурных и политических институтов, с помощью которых можно было бы включить людей в новый экономический и социальный порядок и в новую систему идей и ценностей. [239] Подрывом идентичности в процессе модернизации чревато также резкое изменение структур повседневности, в том числе и хозяйственной, разрушение сложившихся форм деятельности, стилей поведения и общения, а также внешнего оформления социально-экономической реальности: вспоминая о шоковой вестернизации в период «белой революции» в Иране в 70— х гг. XX в. очевидец писал, что «даже цвет и запах» стали чужими. Регулирующий фактор экономической культуры способствует восстановлению идентичности на уровне стиля. С усвоением в процессе становления рыночных отношений новых видов хозяйственной деятельности, новых ролей, стереотипов поведения и 327 |