коммуникативных кодов меняю тся отнош ения и в сфере управления. Ыа место традиционных форм руководства и подчинения приходят современные менеджерские технологии. О днако они не могут эффективно работать, если не будут приведены в соответствие с социокультурным контекстом. В современных условиях экономическая культура вы ступает конструктивным фактором социального развития, способом вовлечения в экономическую жизнь различных социальных сил и слоев. В ней постепенно формируется новая система ценностей и норм, убеждений и поведенческих моделей, соответствующ их природе демократии и побуждаю щ их к достиж ению общ ественного согласия. Отчетливо проявляющийся кризис российского общ ества распространяется и на экономическую жизнь. Идет сложный и болезненный процесс переоценки ценностей, разрушения традиционных структур, поиска позитивных решений. В такие периоды экономическая культура отличается особой отзывчивостью и динамизмом. Происходящ ие преобразования в экономической и информационной областях ведут к заметным изменениям в самой культуре. Они выражаются в перестройке экономического сознания, стремлении к обновлению и экономическому сотрудничеству. Все это создаст предпосылки для раскрепощения личности и реализации потребности в инициативе и от ветственности за свои действия. Экономическая культура отраж ает и обеспечивает основные формы и характеристики качества экономической жизни, такие как степень экономического участия, содержание и реализация реальных прав и свобод, отнош ение к законам, гласность и информированность, экономическое сотрудничество и стабильность общ ества, экономический плюрализм и цивилизованное соперничество, постоянный диалог и стремление к согласию, выражение достоинства и самореализация личности. В ней фиксируется демократическая, гуманистическая сущность социальных отношений и экономических условий, раскрывае тся устойчивость экономической жизни. В настоящее время состояние российской экономической культуры 94 |
зависят материальное благополучие и социальная стабильность российского общества. Культура органично включена в процессы переустройства общества, поскольку от гражданской зрелости и экономической активности людей зависит осуществление всех реформ. В этих условиях экономическая культура выступает конструктивным фактором общественного развития, способом вовлечения в экономическую жизнь различных социальных сил и слоев. В ней постепенно формируется новая система ценностей и норм, убеждений и поведенческих моделей, соответствующих природе демократии и побуждающих к достижению общественного согласия. Отчетливо проявляющийся кризис российского общества распространяется и на экономическую жизнь. Идет сложный и болезненный процесс переоценки ценностей, разрушения традиционных структур, поиска позитивных решений. В такие периоды экономическая культура отличается особой отзывчивостью и динамизмом. Происходящие преобразования в экономической и информационной областях ведут к заметным изменениям в самой культуре. Они выражаются в перестройке экономического осознания, стремлении к обновлению и экономическому сотрудничеству. Все это создает предпосылки для раскрепощения личности и реализации потребности в инициативе и ответственности за свои действия. Экономическая культура отражает и обеспечивает основные формы и характеристики качества экономической жизни, такие как степень экономического участия, содержание и реализация реальных прав и свобод, отношение к законам, гласность и информированность, экономическое сотрудничество и стабильность общества, экономический плюрализм и цивилизованное соперничество, постоянный диалог и стремление к согласию, выражение достоинства и самореализация личности и т.д. В ней фиксируется демократическая, гуманистическая сущность социальных отношений и экономических условий, раскрывается устойчивость экономической жизни. 172 коммуникативных кодов меняются отношения и в сфере управления. На место традиционных форм руководства и подчинения приходят современные менеджерские технологии. Однако они не могут эффективно работать, если не будут приведены в соответствие с социокультурным контекстом. Ярким примером является развитие японского менеджмента и его соотношение с американским. Мы уже затрагивали выше эту проблему в связи со становлением синтетических форм культуры, сейчас рассмотрим ее стилистические аспекты. В западной, а в особенности в американской, культуре весьма сильно развиты достижительные ценности. Поэтому в американских методах управления персоналом заметное место занимает поощрение продвинувшегося по службе работника с помощью внешних знаков отличия — особых знаков на одежде, права на отдельный кабинет, на пользование особой столовой и автостоянкой и т.д. В восточных культурах доминируют аскриптивные ценности. Японцы привержены равенству и стабильности, здесь неприемлемы крайние формы проявления расслоения общества и считается бестактностью проявление превосходства в какой-либо форме. Соответственно отношения на производстве, сама организация производственных помещений, столовых, автостоянок, форма спецодежды — все служит наглядному выражению единства коллектива: здесь не приняты отдельные кабинеты у начальства, вместо них — деление общего производственного пространства легкими перегородками, общие столовые и автостоянки, одинаковая форма одежды. Показательно, что попытки введения подобных принципов организации производственных помещений, отмена статусных знаков на спецодежде и т.п. в США и Западной Европе встретили протесты работников, поскольку видимый знак статуса и привилегии воспринимаются здесь как символы успеха, к ним стремятся и видят в них признаки состоятельности личности. В японских же коллективах внутреннее сознание иерархии так сильно, что не нуждается в подкреплении с помощью внешних атрибутов. Сохранение идентичности общества в его хозяйственной жизни благодаря регулятивному фактору экономической культуры прослеживается и в сфере деловых взаимоотношений, формирования стиля и формы предприятия. Как мы 328 |