Проверяемый текст
Инкина-Ерицпохова, Аревик Зауровна; Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ (Диссертация 2003)
[стр. 95]

характеризуется неопределенностью и противоречивостью .
Это обусловлено происшедшей за последние
19 лег неоднократной сменой эконом ического курса страны, социальной напряж енностью и экономическим кризисом, разруш ением прежнего экономического пространства, утратой идеалов и усталостью общества.
В определенные моменты социально-психологическое состояние многих россиян было близким к депрессивному.
Постепенно утрачивалась надежда
па улучш ение и вера в собственные силы.
Ослабли социальны е связи и духовная общ ность лю дей.
Разобщ енность и пессимизм усиливали общ ие неблагоприятные условия жизни.
В последние годы происходит некоторое выравнивание, стабилизация социального самочувствия народа.
Здесь играет роль, прежде всего, мобилизация культурных ресурсов страны.
Однако в самой экономической сфере по-прежнему сохраняю тся кризисные явления.
Отказ от многих идеологических догматов и ценностей прош лого не был поддержан и в должной
мерс компенсирован утверждением новых позитивных ориентиров и нравственных основ общ ественной и личной жизни.
11а деле этот процесс способствовал активизации многих черт прежнего способа экономического мышления, основанного на пассивной вере.
Привыкш ие к диктату со стороны государства и властных структур, люди весьма болезненно восприняли распад некоторых социальных и политических институтов.
Отсутствие навыков самостоятельности и демократического самокон троля
привели к тому, что массы оказались лишенными ж изненного руководства, а заодно и общ их норм экономического поведения.
Общ ественные потрясения вызвали бурное и стихийное проявление множества действий и эгоистических интересов, отрицающих правовые ограничения и порядок.
При этом официальные власти все более утрачивали доверие и поддержку населения.
Произошло
разочарование в политических партиях, и других традиционных организациях.
Политический скептицизм и неверие сопровождались притуплением чувства ответственности за судьбу страны.
Выше закона стали ставиться порядок, выгода, справедливость, вызывая искусственный антагонизм этих начал.
В
95
[стр. 173]

В настоящее время состояние российской экономической культуры характеризуется неопределенностью и противоречивостью.
Это обусловлено происшедшей за последние
10-15 лет неоднократной сменой экономического курса страны, социальной напряженностью и тяжелейшим экономическим кризисом, взрывами политического и военного насилия, национальными конфликтами, разрушением прежнего экономического пространства, утратой идеалов и усталостью общества, ущемленностью его сознания и т.д.
В определенные моменты социально-психологическое состояние многих россиян было близким к депрессивному.
Постепенно утрачивалась надежда
на улучшение и вера в собственные силы.
Ослабли социальные связи и духовная общность людей.
Разобщенность и пессимизм усиливали общие неблагоприятные условия жизни.
В последние годы происходит некоторое выравнивание, стабилизация социального самочувствия народа.
Здесь играет роль, прежде всего, мобилизация культурных ресурсов страны.
Однако в самой экономической сфере по-прежнему сохраняются кризисные явления.
Отказ от многих идеологических догматов и ценностей прошлого не был поддержан и в должной
мере компенсирован утверждением новых позитивных ориентиров и нравственных основ общественной и личной жизни.
На деле этот процесс способствовал активизации многих черт прежнего способа экономического мышления, основанного на пассивной вере в простые решения и ожидании жизненных благ.
Привыкшие к диктату со стороны государства и властных структур, люди весьма болезненно восприняли распад некоторых социальных и политических институтов.
Отсутствие навыков самостоятельности и демократического самоконтроля
привело к тому, что массы оказались лишенными жизненного руководства, а заодно и общих норм экономического поведения.
Общественные потрясения вызвали бурное и стихийное проявление множества действий и эгоистических интересов, отрицающих правовые ограничения и порядок.
При этом официальные власти все более утрачивали доверие и поддержку населения.
Произошло
173

[стр.,174]

разочарование в политических партиях и других традиционных организациях.
Политический скептицизм и неверие сопровождались притуплением чувства ответственности за судьбу страны.
Выше закона стали ставиться порядок, выгода, справедливость, вызывая искусственный антагонизм этих начал.
В
результате либерализации произошло своего рода освобождение личности от государства, от государственной идеологии, но это не привело к формированию сознательного и ответственного гражданства.
Постепенное восстановление системы государственной власти происходит достаточно медленно.
В то же время нельзя не отметить и некоторые положительные моменты, проявляющиеся в экономической культуре общества.
Охватившее многих людей разочарование, а затем и отчуждение от институтов власти привело к освобождению от многих стереотипов идеологизированного видения политической и экономической действительности.
Постепенно растущее гражданское самосознание способствует утверждению достоинства и политической значимости личности.
Происходит поэтапное снятие того, что тормозило развитие общества, повышается экономическая активность людей, расширяется круг их интересов, усиливается стремление к свободе и самостоятельности.
В обществе утверждается плюрализм идейных позиций и экономических ориентаций.
Значительно возросла экономическая информированность населения.
Следует отметить и присутствие демократических норм, которые способствуют обеспечению открытости и контролируемости экономических структур, несмотря на действие ряда неблагоприятных факторов.
При этом надо иметь в виду, что многие экономические принципы выступают не столько ценностным регулятивом поведения, сколько неким абстрактным символом, вербально выраженная приверженность, который имеет в значительной мере декларативный или идентифицирующий характер.
Это объясняется тем, что и в условиях прежнего режима данные принципы официально провозглашались, но превращались в идеологические штампы, 174

[Back]