результате либерализации произош ло своего рода освобож дение личности о т государства, от государственной идеологии, но это не привело к ф орм ированию сознательного и ответственного гражданства. Постепенное восстановление системы государствен пой в л а с т и происходи т достаточно медленно. В то же время нельзя не отмети ть и н ек о то р ы е положительные моменты, проявляю щ иеся в экономической культуре о б щ еств а. Охватившее многих лю дей разочарование, а затем и отчуж дение от и н сти ту то в власти привело к освобож дению от многих стереотипов идеологизированного видения политической и экономической действительности. П о степ ен н о растущее гражданское самосознание способствует утверж дению достоинства и политической значимости личности. П роисходит поэтапное снятие того, ч т о тормозило развитие общ ества, повыш ается экономическая активность л ю д е й , расширяется круг их интересов, усиливается стремление к свободе и самостоятельности. В общ естве утверждается плюрализм идейных позиций и экономических ориентаций. Значительно возросла эконом ическа51 информированность населения. Следует* отметить и присутствие демократических норм, которы е способствую т обеспечению открытости и контролируемости эконом ических структур, несмотря на действие ряда неблагоприятных факторов. При этом н ад о иметь в виду, что многие экономические принципы выступают не стол ько ценностным регулятивом поведения, сколько неким абстрактным сим волом , вербально выраженная приверженность которого имеет в значительной м ер е декларативный или идентифицирующ ий характер. Это объясняется тем, что и в условиях прежнего режима данные принципы официально провозглаш ались, но превращались в идеологические штампы, подчас получавш ие неполное или искаженное практическое выражение. Вместе с тем, нельзя отрицать их направляющего и мобилизую щ его значения. Хотя возможности экономического самоутверждения и реальной свободы личности были довольно ограниченными, они создавали определенные условия и настроенность на подъем всего общества. 96 I I |
разочарование в политических партиях и других традиционных организациях. Политический скептицизм и неверие сопровождались притуплением чувства ответственности за судьбу страны. Выше закона стали ставиться порядок, выгода, справедливость, вызывая искусственный антагонизм этих начал. В результате либерализации произошло своего рода освобождение личности от государства, от государственной идеологии, но это не привело к формированию сознательного и ответственного гражданства. Постепенное восстановление системы государственной власти происходит достаточно медленно. В то же время нельзя не отметить и некоторые положительные моменты, проявляющиеся в экономической культуре общества. Охватившее многих людей разочарование, а затем и отчуждение от институтов власти привело к освобождению от многих стереотипов идеологизированного видения политической и экономической действительности. Постепенно растущее гражданское самосознание способствует утверждению достоинства и политической значимости личности. Происходит поэтапное снятие того, что тормозило развитие общества, повышается экономическая активность людей, расширяется круг их интересов, усиливается стремление к свободе и самостоятельности. В обществе утверждается плюрализм идейных позиций и экономических ориентаций. Значительно возросла экономическая информированность населения. Следует отметить и присутствие демократических норм, которые способствуют обеспечению открытости и контролируемости экономических структур, несмотря на действие ряда неблагоприятных факторов. При этом надо иметь в виду, что многие экономические принципы выступают не столько ценностным регулятивом поведения, сколько неким абстрактным символом, вербально выраженная приверженность, который имеет в значительной мере декларативный или идентифицирующий характер. Это объясняется тем, что и в условиях прежнего режима данные принципы официально провозглашались, но превращались в идеологические штампы, 174 подчас получавшие неполное или искаженное практическое выражение. Вместе с тем, нельзя отрицать их направляющего и мобилизующего значения. Хотя возможности экономического самоутверждения и реальной свободы личности были довольно ограниченными, они создавали определенные условия и настроенность на подъем всего общества. Сосуществование ценностей различного типа, отражающее раздробленность экономического сознания, позволяет говорить о некоем промежуточном состоянии российской экономической культуры. Переходная ситуация в стране обусловила особую «мозаичность» этой культуры, состоящей из внутренне неоднородных и противоречивых элементов, содержащих различные идеологические и политические ориентации. Очевидно, возможны разные варианты ее дальнейшего развития: как победа одной экономической позиции и вытеснение всех других, так и их преобразование, и органическое соединение в рамках общей экономической культуры. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о сочетаемости и иерархии экономических ценностей различного порядка в современной экономической культуре. Сейчас российская экономическая культура находится в аморфном состоянии. В обществе активизируются процессы трансформации и разрушения авторитарного сознания. Однако они воспроизводятся вновь уже в новых обстоятельствах. Одновременно укрепляются элементы демократического сознания. Данные процессы взаимодействуют и порождают неожиданные соединения, в результате которых динамика развития экономической культуры приобретает весьма причудливый и сложный характер. В нем прослеживаются самые противоречивые тенденции и колебания. Утверждение демократических ценностей и отношений происходит неравномерно и в недостаточно устойчивых формах. Для их созревания потребуется довольно много времени, соотносимого с жизнью целых поколений. Однако экономическая культура необходима уже сейчас, поскольку она способна помочь пережить наиболее болезненные и острые 175 |