Сосущ ествование ценностей различного типа, отраж аю щ ее раздробленность экономического сознания, позволяет говорить о некоем промежуточном состоянии экономической культуры российского общ ества. Переходная си туация в стране обусловила особую «мозаичность» этой культуры, состоящей из внутренне неоднородных и противоречивы х элементов, содержащих различные идеологические и политические ориентации. О чевидно, возможны разные варианты ее дальнейш его развития: как победа одной экономической позиции и вытеснение всех других, так и их преобразование, и органическое соединение в рамках общей экономической культуры. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о сочетаемости и иерархии экономических ценностей различного порядка в современной экономической культуре. Сейчас экономическая культура находится 1 5 аморфном состоянии. В обществе активизируются процессы трансформации и разруш ения авторитарного сознания. Однако они воспроизводятся вновь уже в новых обстоятельствах. О дновременно укрепляются элементы демократического сознания. Данные процессы взаимодействуют и порождаю т неожиданные соединения, в результате которых динамика развития экономической культуры приобретает сложный характер. В нем прослеживаются самые противоречивые тенденции и колебания. Утверждение демократических ценностей и отношений происходит неравномерно и в недостаточно устойчивых формах. Для их созревания потребуется довольно много времени, соотносимого с жизныо целых поколений. Однако экономическая культура необходима уже сейчас, поскольку она способна помочь пережить наиболее болезненные и острые перемены и бурные потрясения последних лет. Только она позволяет обеспечить вовлеченность населения в экономические процессы и активную деятельность во всех областях экономической жизни. При этом экономические и культурные изменения должны сохранять эволюционный характер. Постепенность и компромиесность являются их атрибутивными чертами. Однако в периоды социальных катаклизмов общей 97 |
подчас получавшие неполное или искаженное практическое выражение. Вместе с тем, нельзя отрицать их направляющего и мобилизующего значения. Хотя возможности экономического самоутверждения и реальной свободы личности были довольно ограниченными, они создавали определенные условия и настроенность на подъем всего общества. Сосуществование ценностей различного типа, отражающее раздробленность экономического сознания, позволяет говорить о некоем промежуточном состоянии российской экономической культуры. Переходная ситуация в стране обусловила особую «мозаичность» этой культуры, состоящей из внутренне неоднородных и противоречивых элементов, содержащих различные идеологические и политические ориентации. Очевидно, возможны разные варианты ее дальнейшего развития: как победа одной экономической позиции и вытеснение всех других, так и их преобразование, и органическое соединение в рамках общей экономической культуры. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о сочетаемости и иерархии экономических ценностей различного порядка в современной экономической культуре. Сейчас российская экономическая культура находится в аморфном состоянии. В обществе активизируются процессы трансформации и разрушения авторитарного сознания. Однако они воспроизводятся вновь уже в новых обстоятельствах. Одновременно укрепляются элементы демократического сознания. Данные процессы взаимодействуют и порождают неожиданные соединения, в результате которых динамика развития экономической культуры приобретает весьма причудливый и сложный характер. В нем прослеживаются самые противоречивые тенденции и колебания. Утверждение демократических ценностей и отношений происходит неравномерно и в недостаточно устойчивых формах. Для их созревания потребуется довольно много времени, соотносимого с жизнью целых поколений. Однако экономическая культура необходима уже сейчас, поскольку она способна помочь пережить наиболее болезненные и острые 175 перемены и бурные потрясения последних лет. Только она позволяет обеспечить вовлеченность населения в экономические процессы и активную деятельность во всех областях экономической жизни. При этом экономические и культурные изменения должны сохранять эволюционный характер. Постепенность и компромиссность являются их атрибутивными чертами. Однако в периоды социальных катаклизмов и общей неустойчивости экономический плюрализм может приобрести угрожающие общественной безопасности формы, если оказываются нарушенными социальные связи, а функционирование общества приобретает конфронтационный характер. В такие моменты особую значимость приобретает экономическая культура, претендующая на общественное признание и практическое исполнение содержащихся в ней предписаний и норм. Благодаря ей создается единая ценностная основа для свободы и экономического сотрудничества. Надо иметь в виду, что демократия в нашей стране формируется после длительного периода господства се искаженных форм, граничащих с настоящим тоталитаризмом и авторитаризмом. Здесь встает проблема генетической связи различных состояний общества, проблема исторической преемственности. Очевидно, что многие прежние формы экономической жизни были вполне продуктивны. Деформированность системы в целом не свидетельствует о нежизнеспособности всех ее сторон. Другое дело, что и эти стороны экономического уклада нуждаются в обновлении на демократических основаниях. Еще одна проблема связана с соревнованием различных форм политического правления и организации общественной жизни. Демократия может утвердиться, только доказав свою эффективность и прочность. Не следует забывать, что авторитарный строй отличался высокой мобилизационной способностью, всесторонней управляемостью, социальной привлекательностью. Он достаточно умело гасил социальные конфликты и устранял возможные кризисы локального характера, обеспечивал известный 176 |