109 Р.Сальдивар подчеркивает: «Деконструкция это демонтаж старой структуры, предпринятый с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются всего лишь результатом человеческих 71 усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру». Признание изначальной ошибочности и относительности любого восприятия культурного текста и его трактовки влечет за собой формирование неких внутренних интерпретационных полей, которые защищают от манипуляций подверженное им сознание. Призывая к активности интерпретации, тем самым, деконструктивисты разрушают попытки воздействия на бессознательные механизмы человека. Умение видеть сразу несколько сторон одного и того же процесса, иронически относиться к свободной игре одновременных словесных ассоциаций, расширять варианты собственного восприятия текста и интертекста культуры создают своего рода отстранение сознания от непосредственного влияния на него этих текстов. Таким образом, можно сказать, что деконструкция, примененная к культуре и происходящим в ней процессам, позволит современной культуре избежать навязанного «институтами» смыслового восприятия, освободить от власти над его сознанием, найти самому тот момент и определить те цепочки, по которым эта власть осуществляется. Применительно к переходу и переходности интересно также рассмотрение проблемы реликвий в культуре. Ж.Бодрийяр в книге «Система вещей» исследует эту проблему реликвий, структурирующую мир культуры, подобное структурирование является основой для ряда разрушительных, в том числе, и кризисных процессов. Реликвии создают двойное чувство обладания: человек имеет их в качестве собственности и символического смысла, они становятся, своего рода, заступниками, голосами далеких 71 Saidivar R. Figural language in the novel The flowers of speech from Cervantes to Joyce. Princeton, 1984, p. 150 |
167 И.Ильин пишет: «Сверхзадача деконструктивистского анализа состоит в демонстрации неизбежности «ошибки» любого понимания, в том числе, того, которое предлагает сам критик-деконструктивист». (101; с. 185) Любопытно, что сами деконструкгивисты не согласны с трактовкой их метода как разрушения текста литературного или интертекста культуры. Так, Р.Сальдивар подчеркивает: «Деконструкция это демонтаж старой структуры, предпринятый с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются всего лишь результатом человеческих усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру» (232; р. 150). Признание изначальной ошибочности и относительности любого восприятия текста и его.трактовкишлечет за собой формирование неких внутренних интерпретационных полей, которые защищают от манипуляций подверженное им сознание. Призывая к активности интерпретации, тем самым, деконструктивисты разрушают попытки воздействия на бессознательные механизмы человека. Умение видеть сразу несколько сторон одного и того же процесса, иронически относиться к свободной игре одновременных словесных ассоциаций, расширять варианты собственного восприятия текста и интертекста культуры создают своего рода отстранение сознания от непосредственного влияния на него этих текстов. Таким образом, деконструкция, примененная к рекламным текстам, позволит человеку избежать навязанного «институтами» смыслового восприятия, освободить от власти над его сознанием, найти самому тот момент и определить те цепочки, по которым эта власть осуществляется. Мифологические предметы и структурирование мира , Ж.Бодрийяр в книге «Система вещей» исследует проблему реликвий как мифологических предметов, структурирующих мир потребителя. Подобное структурирование является основой для различных манипуляций. Реликвии создают двойное чувство обладания: человек имеет их в качестве собственно |