128 связаны с переходностью как принципом культуры. 3. Если культура модерна структурировалась вокруг непрерывного поиска первоосновы, то постмодерн изначально предполагает гетерогенность, антигенеалогичность, темпоральную изменчивость, где переходность выступает в качестве нормы. То же касается организации пространства, где границы между центром и периферией размываются, а такие основополагающие для культуры модернизма понятия, как «культурное ядро» и «культурная матрица», теряют свой первоначальный смысл. Это принцип воплощается в образе ризомы (Ж. Делез, Ф. Гваттари), предполагающей уравнивание всех систем, входящих в культурное пространство. Все существующие в этих системах смыслы выступают на разных уровнях, плоскостях, «плато» и подчиняются иному, децентрализованному принципу структурирования реальности. Их характерными особенностями, по Делезу и Гваттари, выступают принципы связи, гетерогенности и множественности, как не связанной с Единым, как не настроенной на перво-образ, лерво-элемент и существующей как совокупность различных (иногда разнородных) элементов, скрепленных в едином модусе нелинейной процессуальное™. Отказ от принципов детерминизма, составляющих основу культуры эпохи модерна, привел к обоснованию в рамках постмодернизма такого понятия, как «неодетерминизм», понимаемый как отказ от детерминизма с его линейностью. 4. Представляя себе жизнь культуры как существование отдельного индивида, с последующим приписыванием ему большинства биологических и психологических особенностей взаимоотношений личности с окружающим миром и самим собой, жизнь рода можно уподобить развитию колонии кораллов (Ж. Делез). Поэтому некоторые бессознательные стороны психической, социальной и культурной жизни отдельного индивида обобщаются до уровня коллективного бессознательного, которое выступает |
118 ние соотнести текст с сознанием автора. Отмечая в работах постструктуралистов общие с герменевтикой положения «подход к пониманию как интерпретации, детерминация понимания текста культурным опытом интерпретатора», Махлина подчеркивает его близость с постмодерном: «Развести эти два явления сложно; постструктурализм в определенной степени является результатом реализации постмодернистских интенций в отношении к тексту, языку, знаковой деятельности человека» (174; часть II, с. 343-344). Один из представителей постструктурализма Ж.Делез попытался перенести психоаналитические открытия 3.Фрейда на область культуры и социума, тем самым, открывая новое поле для манипуляций, в том числе, впоследствии рекламных. Возможность переноса тайников влечений и подавленных желаний из интимных и семейных отношений «на» социальные заключала в себе большие перспективы. Представляя себе жизнь общества как существование отдельного индивида, с последующим приписыванием ему большинства биологических и психологических особенностей взаимоотношений личности с окружающим миром и самим собой, Делез жизнь рода ассоциировал с развитием колоши кораллов. Возможно, поэтому некоторые бессознательные стороны психической, социальной и культурной жизни отдельного индивида обобщались им до уровня коллективного бессознательного, последнее мыслилось постструктуралистами как мифологическая первопричина всех процессов, которые происходили и происходят в обществе. Постструктуралисты отмечали стихийный характер «коллективного бессознательного», называя его «неритмичными пульсациями», которые впоследствии видоизменялись в таинственные «желания» стихийные элементы индивидуально-психической, социальной и культурной жизни общества Разрушительные продукты желания, возникшие в бессознательном, впоследствии могут |