133 множество отправных точек смены и изменений, а точнее ломки социально и культурно-исторического процесса, определялял как «изменение типа цивилизации», в первую очередь речь шла не о кардинальной смене типов цивилизаций, а лишь о протекающем процессе становления, определенной эволюции: «На философском языке это должно быть обозначено как переход от «морали» к «метафизике». Жизнь нуждается не в моральной, обыденной санкции, а в метафизической, трансцендентной, только такая санкция может удержаться перед судом бунтующей индивидуальности, трагического опыта. Существованием «нравственного закона» нельзя оправдать слезинки замученного ребенка, и чуткие люди начинают понимать уже, что стыдно говорить об «этических нормах» человеческому существу, обезумевшему от трагического ужаса жизни. Я бы даже сказал, что безнравственно говорить о «добре» перед лицом трагедии, тут уж нужно нечто высшее, чем «добро»».9 3 Проводя анализ культурных парадигм в русской истории, необходимо отметить очевидность их наложения друг на друга на исторических этапах развития и фазах смены культуры и общества. В подобных условиях создается ситуация незавершенности предшествующего этапа развития и одновременно с этим начинает формироваться новая культурная парадигма. Процесс смены культурных парадигм являет собой не механическое суммирование аксиологических установок-норм последовательно сменяющих друг друга культурных эпох, полной замены одной культурной целостности другой не происходит. Интересно, что и русская культура постоянно подвергается своеобразному эволюционно-культурному пересмотру прежних значений. Теряя свою актуальность и соответствие новой социально-культурной ситуации и новым целевым приоритетам людей, культурные формы почти бессознательно исключаются из памяти поколений, стираются из их бытия. 93Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. 111.Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с. |
В частности, в работах Николая Александровича Бердяева данные процессы определялись как «изменение типа цивилизации», речь шла не о смене типов цивилизаций, а лишь о протекающем процессе становления, определенной эволюции: «На философском языке это должно быть обозначено как переход от "морали" к "метафизике". Жизнь нуждается не в моральной, обыденной санкции, а в метафизической, трансцендентной, только такая санкция может удержаться перед судом бунтующей индивидуальности, трагического опыта. Существованием "нравственного закона" нельзя оправдать слезинки замученного ребенка, и чуткие люди начинают понимать уже, что стыдно говорить об "этических нормах" человеческому существу, обезумевшему от трагического ужаса жизни. Я бы даже сказал, что безнравственно говорить о "добре" перед лицом трагедии, тут уж нужно нечто высшее, чем "добро"».1 Вопрос о значимости исследования ритуала как коммуникации непосредственно для русской культуры стоит рассматривать особо. На наш взгляд, в первую очередь, это всемирно известная тоска русского человека по чуду, с позиций которого он привык воспринимать окружающий мир; вовторых, это практическое использование некоторых ритуальных техник в творчестве, наконец, в-третьих, непосредственно как исторический культурный аспект существования исконно русской культуры. Преобразования русской культуры в целом придало особенно напряженный, противоречивый и действенный характер Российской социокультурной динамике. Устаревшая или несоответствующая политическим и экономическим реалиям культура, находящаяся на грани отрицания, предстает внутренне несогласованной и начинает разрушать свою сущность и перерождаться в новое качество. Следствием подобного рода преобразований становится следующий процесс: культура меняется не полностью, трансформируется часть внутренних 1Бердяев Н. Собрание сочинений: В 4 т.Париж: УМСА-РгеБЭ, 1989.Т.З.С. 69. отношений в новое качество, происходит трансформация доминантных смыслов бытия людей внутри культуры и общества, что определяет ведущие алгоритмы решения жизненных задач будущих поколений. С целью выявления причин и определения характера тех или иных изменений культуры, на наш взгляд, необходимо анализировать критические состояния в социальнокультурной сфере бытия русского общества, условия общественноисторической нестабильности, неустойчивости. Не менее важным условием, рождающим подчас глубокие и неразрешимые противоречия, выступает взаимное несоответствие социальных предметов и культурных значений. Изучение данных социально-культурных столкновений, являющихся движущими причинами культурно-исторического развития, в отношении русской культуры, как нам кажется, исключительно важно, что, собственно, и порождает активный интерес современного человека к всевозможным магическим явлениям и ритуальным технологиям. Отметим, что наиболее актуальные и доминирующие в понимании социокультурных противоречий русской культуры приобретают противоположное значение и употребление социальных и культурных явлений. Подобного рода социальные и культурные несоответствия возникают как результат "наложения11 двух или более культурно-исторических периодов проблемного взаимодействия в пространстве и времени социально-культурных явлений, коренящихся в укладе и форме организации различных исторических этапов развития и фазах смены культуры и общества. В качестве примера можно привести два типа восприятия мира: как реального и как ирреального. Сталкиваясь друг с другом, они рискуют разрушить или существенным образом повредить восприятия неготового к данному процессу человека. Русская культура постоянно подвергается своеобразному эволюционнокультурному пересмотру прежних значений, в том числе, мифологических контекстов и архетипических смыслов. Теряя свою актуальность и соответствие новой социально-культурной ситуации и новым целевым приоритетам людей, культурные формы почти бессознательно исключаются из памяти поколений, 52 |