Проверяемый текст
Соколов, Юрий Евгеньевич; Лабиринт и ритуал (Диссертация 2009)
[стр. 139]

139 Как особый термин понятие «парадигма» ввел в 1962 г.
американский методолог науки Т.
Кун, объяснив его значение в своей книге «Структура научных революций» как обозначение преобладающих в деятельности определенного научного сообщества проблем и решений.
Сам он под парадигмой понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их
решения».10 4 Т.
Куном были выделены четыре стадии в процессе развития:
нормальное состояние; аномальное состояние; кризис; революция.
Нормальная стадия в развитии науки это время накопления имеющихся знаний, для изучения определенных теорий, которые возможны в данной парадигме.
Этот период заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы.
Далее наступает кризис, который приводит к научной (в данном случае культурной) революции.
Старая парадигма отбрасывается, на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему фактов, теорий, методов и т.д.

В случае появлении проблем, или так называемых аномалий, которые не могут быть решены и разъяснены с помощью существующей парадигмы, происходит формирование новой парадигмы.
Смена одной парадигмы другой (переход) может растягиваться на долгие годы.
Т.
Кун назвал данный период научной революцией — временем крушения авторитетов, моделей, методологий, мировоззрений, теорий, образов мира, где «...последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки».1
0 5 Современные ученые работают в рамках существующей парадигмы, пока теория и эксперименты подтверждают основополагающую парадигму.
104Кун Т.
Структура научных революций.
М., 1977 105Кун Т.
Структура научных революций.
М., 1977.
[стр. 35]

социокультурном пространстве, и подчеркивал неоднозначность этого влияния: «Тем самым (поскольку это возможно) выявится также тип и общая направленность того влияния, которое религиозное движение оказывало в силу подобного избирательного сродства на развитие материальной культуры.
Лишь после того, как это будет с достаточной достоверностью установлено, можно попытаться выяснить, в какой мере содержание современной культуры в его историческом развитии следует сводить к религиозным мотивам и в какой мере к мотивам другого рода».1 При внимательном рассмотрении понятия «парадигма», можно обнаружить его трактовку как образец или модель, а также как совокупность общетеоретических, философских и мегатеоретических оснований науки.
Как особый термин понятие «парадигма» ввел в 1962 г.
американский методолог науки Т.
Кун, объяснив его значение в своей книге «Структура научных революций» как обозначение преобладающих в деятельности определенного научного сообщества проблем и решений.
Сам он под парадигмой понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их
решения».2 Т.
Куном были выделены четыре стадии в процессе развития
культурной парадигмы: нормальное состояние; аномальное состояние; кризис; революция.
Нормальная стадия в развитии науки это время накопления имеющихся знаний для изучения определенных теорий, которые возможны в данной парадигме.
Этот период заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы.
Далее наступает кризис, который приводит к научной (в данном случае культурной) революции.
Старая парадигма отбрасывается, на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему фактов, теорий, методов и т.
д.

35 1Всбср М.
Избранные произведения М.: Прогресс, 1990.
?Кун 1'.
Структура научных революций.
М.: Прогресс, 1977.С.
43.


[стр.,36]

В случае появлении проблем, или так называемых аномалий, которые не могут быть решены и разъяснены с помощью существующей парадигмы, происходит формирование новой парадигмы.
Смена одной парадигмы другой (переход) может растягиваться на долгие годы.
Т.
Кун назвал данный период научной революцией — временем крушения авторитетов, моделей, методологий, мировоззрений, теорий, образов мира, где «...последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки».1
Известно, что современные ученые работают в рамках существующей парадигмы, пока теория и эксперименты подтверждают основополагающую парадигму.
При изменении целей исследования методов, например, при исследовании технологии ритуала, который не принято рассматривать в контексте культурной парадигмы, изменяется отношение к объекту исследования и может наступить смена парадигм: «Переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция нормальной науки, представляет собой процесс далеко не кумулятивный и не такой, который мог бы быть осуществлен посредством более четкой разработки или расширения старой парадигмы.
Этот процесс скорее напоминает реконструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и о приложения парадигмы».“ С точки зрения научного познания, основополагающей парадигмой наук о культуре долгое время являлась эволюционистская парадигма.
Наиболее полно ее осветили Э.
Б.Тайлор, Г.
Спенсер, А.
Бастиан, Л.
Г.
Морган.
Они пытались представить себе эволюцию культуры от простого к сложному, выделяя на первом этапе «элементарную частицу», которая незначительно различается у разных народов.
У А.
Бастиана это «клетки» и «элементарные 36 Там ж е.-М ., 1977.-С.
52 2 Там же.
М., 1977.С.
74

[Back]