141 Г. Спенсер представлял себе эволюцию как «интеграцию материи, сопровождаемую рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразования 108 сохраняемого материею движения». В процессе эволюции «всякая вещь» полностью адаптируется в своем окружении, но состояние это не устойчивое, отсюда возникает вывод о том, что следующая, последняя (по мнению Спенсера) ступень эволюции, эго первая ступень процесса «рассеяния». И когда данный цикл завершается, снова начинается процесс эволюции. В неизбежном ходе эволюции адаптация становится «не случайностью, но необходимостью». Э. Б. Тайлором было введено понятие «анимизма», как первая ступень определения религии, с которой начали свое развитие мировые религии. Все народы и культуры находятся в постоянном движении по эволюционной лестнице и в этом постоянном движении-переходе заключается основа развития культуры: «переход от дикого состояния к нашему должен быть на деле тем истинным прогрессом искусства и знания, который составляет важнейший элемент в развитии культуры».109 Эволюционистская парадигма позволила сделать большой шаг в изучении культуры человечества в понимании единства человеческого рода единообразии и однонаправленности развития культуры, обосновании психологических событий в обществе и культуре, изучение закономерности развития. Именно это направление в науке впервые определило цельность культуры, упорядочила и положила начало систематизации в культуре. В дальнейшем именно система в эволюционистской парадигме привела к смене парадигм. Итак, в рамках описанного выше типа преобразований культурных т Система синтетической философии библ. М. Мошкова 109 там же |
идеи»; у Э. Б. Тайлора это «анимизм в его полном развитии включающий верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение».1 Традиционно известно, что в процессе эволюции «всякая вещь» полностью адаптируется в своем окружении, но состояние это не устойчивое, отсюда возникает вывод о том, что следующая, последняя (по мнению Спенсера) ступень эволюции, это первая ступень процесса «рассеяния». И когда данный цикл завершается, снова начинается процесс эволюции. В неизбежном ходе эволюции адаптация становится «не случайностью, но необходимостью». Эволюционистская парадигма позволила сделать большой шаг в изучении культуры человечества в понимании единства человеческого рода, единообразии и однонаправленности развития культуры, обосновании психологических событий в обществе и культуре, изучении закономерности развития. Именно это направление в науке впервые определило цельность культуры, упорядочила и положила начало систематизации в культуре, в дальнейшем именно система в эволюционистской парадигме привела к смене парадигм. Необходимо в контексте нашего исследования остановиться на еще одном направлении изучении культур, которое называется теорией универсализма. Эволюционисты считали, что стадиальное развитие это условность методологии. В теории универсализма многообразие различных культур это видимость, основу же составляет «культурный код». По их мнению, различия только внешние, а внутреннее сходство универсально. Приверженцы универсализма составляют большое количество систем универсалий. Одним из первых приверженцев универсализма является Дж. Мердок. Его система универсалий выглядит следующим образом: «законыигры-календарь-л ичньге имена-медицина-мифы-музыка-попытки влиять на 1Тайлор Э.Б Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.С. 320 37 |