Проверяемый текст
Соколов, Юрий Евгеньевич; Лабиринт и ритуал (Диссертация 2009)
[стр. 148]

148 взаимодействия в пространстве и времени социально-культурных явлений, коренящихся в укладе и форме организации различных исторических этапов развития и фазах смены культуры и общества.
Таким образом, проанализировав основные подходы к исследованию и определению понятий «культурная парадигма» и «смена культурных парадигм», а также раскрытие основных научных направлений анализа специфики динамического процесса смены культурных парадигм, можно сделать вывод о том, что смена парадигм это, прежде всего, смена системы отношений к объекту исследования, подразумевающая смену эмпирических методов и целей, а также смену предмета исследования.
Рассмотрение культурной парадигмы в качестве культурного кода, по мнению современных исследователей данных понятий наиболее рационально, так как культурная парадигма формирует мировосприятие, мышление и поведение людей, предстает в качестве ведущего способа бытия языка и материального мира.
Процесс смены культурных паради™ характеризуется смещением смыслов, и как следствие формированием культурных инноваций, вытеснение и замещение элементов старой культурной парадигмы.
В рамках данного процесса происходит эволюционно-исторический отбор, проявляющийся во взаимодействии традиций и инноваций в культуре.
В
процессе смены культурных парадигм становится очевидной закономерность взаимозависимости их изменений на микроуровне и макродинамических процессов и многофакторность в структурном отношении.
Выбирая данную периодизацию, мы подразумевали
каждую новую культурную парадигму в качестве интергативного критерия целостности культуры в малые периоды временной продолжительности (примерно 30 лет), при этом обеспечивается преемственность поколений за счет включения данной культурной парадигмы в культурный контекст периодов большей временной продолжительности.
Следовательно, системообразующий
[стр. 38]

погоду-подарки-похоронные обряды-право собственности-приготовление пищи-производство орудий труда-религиясексуальные ограничения-семьяспорт-счет-танцы-толкование снов-украшение тела-фольклор-язык».1 В XX веке очевиден отход от устоявшихся культурных моделей.
Исследователи начали обращать свое внимание на то разнообразие, с которым человек осуществлял оформление своей жизни и на различия между разными культурами.
Сам предмет исследований изменился: не культура человечества стала предметом, а культура как конкретный предмет.
Данная постановка вопроса со временем привела к тому, что ученые отказались от глобальноэволюционистских построений, хотя сама идея эволюции все же осталась.
Так, например, А.
Р.
Редклифф-Браун взял за основу своей теории культуру как целостность, в которой отсутствует «лишнее» и каждый элемент которой играет роль особого средства адаптации к среде обитания того или иного человеческого сообщества: «Непрерывность сохраняется благодаря процессу социальной жизни, который состоит из деятельностей и интеракций отдельных человеческих существ и организованных групп, в которые они соединяются.
Социальная жизнь общины определяется здесь как функционирование социальной структуры».2 Таким образом, проанализировав некоторые подходы к исследованию и определению понятий «культурная парадигма», применительно к ритуалу и его функционированию, а также раскрыв основные научные направления анализа специфики динамического процесса смены культурных парадигм, можно сделать вывод о том, что смена парадигм это, прежде всего, смена системы отношений к объекту исследования, подразумевающая смену эмпирических методов и целей, а также смену предмета исследования.
В этом контексте становится очевидным тот факт, что исследование ритуала требует очевидного изменения эмпирических методов и целей 1Murdock G.
The Common Denominator of Cultures // The Science Man in the Worid Crisis.N.Y.: Columbia University Press, 1945.P.
124.
2RadcJiffe-Brown, A.
R.
Structure and Function in Primitive Society.
Cambridge University Press, 1952.P.
176.
38

[стр.,39]

традиционной науки и, в первую очередь, смену научного отношения к предмету исследования.
Ритуал в данной связи, может быть рассмотрен как некая, парадигма, которая формирует мировосприятие, мышление и поведение людей, предстает в качестве ведущего способа бытия языка, материального и духовного мира.
Процесс смены ритуальной культуры иной культурной парадигмой характеризуется смещением смыслов, и как следствие формированием культурных инноваций, вытеснением и замещением элементов старой культурной парадигмы.
В рамках данного процесса происходит эволюционно-исторический отбор, проявляющийся во взаимодействии традиций и инноваций в культуре.
Вопрос
о том, что потеряла и что приобрела культурная парадигма, оставив за рамками научного исследования технологию ритуала — предмет споров и дальнейших исследований.
Известно, процесс смены культурных парадигм в рамках развития любой культуры всегда носит противоречивый, неоднозначный, напряженный и радикальный характер, что обусловлено «наложением» двух или более культурно-исторических периодов проблемного взаимодействия в пространстве и времени социально-культурных явлений, коренящихся в укладе и форме организации различных исторических этапов развития и фазах смены культуры и общества.
1.2.
Архаический ритуал как коммуникация* Архаический ритуал прежде всего, коммуникация: установление связи между различными пластами бытия, проявление тех всеобщих связей, которые исконно пронизывают все в мироздании.
Успех этой коммуникации зависит от полноты реализации двух условий.
Первое преодоление преград между человеческим и божественным (демоническим) планами бытия.
Его механизм условно можно именовать «эффектом камертона».
Дело в том, что мифопоэтическое сознание (как и современная квантовая физика) рассматривает пространство космоса как многослойное и неоднородное.
39

[стр.,50]

отражает особенности отношений внутри социума, сознания и деятельности людей в определенных частях социокультурной действительности (культура труда, политическая культура, художественная культура, культура быта).
Исследуя ритуал надо принимать во внимание определенную противоречивость его бытия, а именно: каноническую незыблемость фундаментальных аспектов, с одной стороны, и нестабильность и изменчивость деталей, с другой.
В связи с этим механизм ритуала в его развитии необходимо рассматривать сквозь призму этой динамической статики.
Выбирая данную периодизацию, мы подразумевали
каждое новое культурное явление в качестве интегративного критерия целостности культуры в малые периоды временной продолжительности (примерно 30 лет), при этом обеспечивается преемственность поколений за счет его включения в культурный контекст периодов большей временной продолжительности.
Следовательно, системообразующий
принцип малой эпохи является или может выступать базисом большой культурной эпохи, что позволяет людям* различных поколений понимать друг друга в рамках большой эпохи.
Анализируя современную научную литературу, можно определить в качестве главной причины периодических перемен в социокультурном бытии временной характер определенной деятельности, направляющим основанием которой выступают культурные явления.
Последнее утверждение позволяет анализировать ритуал как коммуникацию с позиций конкретного исторического отрезка, со свойственными для данного периода культуры социокультурными особенностями, в том числе, ценностными ориентациями и потребностями людей.
Обращаясь к анализу процессов смены разных ритуалов в рамках той или иной культуры, следует отметить наличие множества отправных точек смены и изменений, а точнее ломки социально и культурно-исторического процесса.
При этом каждое изменение социальной и культурной действительности сопровождалось сменой ценностно-смысловых систем и стилевых основ и положений культуры.
50

[Back]