171 3.3 ПЕРЕХОД И ПЕРЕХОДНОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Размышляя над вопросом, чем порожден кризис современной культуры, необходимо остановиться на принципиально новом типе общения, который основан на свободном выходе личности в так называемое «информационное поле». Современная культура находится на грани исчезновения, имея тенденцию растворяться в виртуальной реальности и информационных ресурсах. Современный человек все больше и больше погружается в сети виртуального мира Интернета, поэтому более, нежели, чем в реальном мире, развивает новый язык —электронной аудиовизуальной коммуникации. Как бы пренебрежительно не относились люди из мира культуры к новым формам кинокоммуникации, однако им приходится признать факт и безусловное влияние интернеткоммуникации на развитие современного культурного процесса. Надо признать, что: «Художественная культура выступает сегодня в качестве вида информационной деятельности. Это объясняется тем, что, согласно деятельностно-информационному подходу, каждая грань жизнетворческой активности человека, а тем более художника, порождает информационно-энергитический всплеск (информацию), облекаемый впоследствии в материальную форму и называемый текстом, произведением, документом, информационным ресурсом».11 9 В начале XXI века язык культуры развивается в результате коммуникативной деятельности, определяющими являются не общественнопсихологические и культурные факторы, а экономические и технические, 119 Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). М.: Академический проект, 2006., 383 с. |
зу мировой культуры компьютерные технологии добавляют новое измерение» (153; с. 111). 1.2. Экранная культура и современное коммуникативное пространство Размышляя над вопросом, что нового несет в себе экранная культура, необходимо остановиться на принципиально новом типе общения, который основан на свободном выходе личности в так называемое «информационное поле». Доступность и свобода пользования данной информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут' себе хоть какоголибо созвучия в огромном мире современной культуры. Опасности такого общения становятся сегодня предметом рассмотрения специалистов разных областей знаний: психологов, философов, культурологов. Современный экран находится на грани исчезновения, имея тенденцию растворяться в виртуальной реальности. Новая «порода» людей, живущих в виртуальном мире Интернета более, нежели, чем в реальном, требует развития и развивает новый язык электронной аудиовизуальной коммуникации. Как бы пренебрежительно не относились люди из мира кино к новым формам кинокоммуникации, однако им приходится признать факт и безусловное влияние интернеткоммуникации на развитие современного кинопроцесса. Современная аудиовизуальная коммуникация это не только кино, спутниковое и кабельное телевидение, но и видеокассеты, дисплей компьютера и возможность создания собственного телевидения с постоянным прямым эфиром. Поскольку язык экрана формируется и развивается в ходе коммуникативной деятельности, которая обусловлена спецификой технических возможностей экрана, становится понятным, что определяющими становятся, в первую очередь, не общественно-психологические и культурные факторы, но экономические и технические. Однако современная техника значительным 35 |