Проверяемый текст
Огурчиков, Павел Константинович; Экранная культура как новая мифология (Диссертация 2008)
[стр. 177]

177 Ренессанса оформляется, по его мнению, в обрядово-зрелищную карнавальную форму, являясь имитацией элитарных образцов культуры.
К процессам, которые происходят в современной
культуре, это имеет самое непосредственное отношение, поэтому рассмотрим данные вопросы подробнее.
В работах М.
Бахтина важными для данного параграфа является понимание механизма диалога-коммуникации
в ситуации кризиса культуры, который основан на двух положениях: 1.
Необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность: без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта.
Именно поэтому мы воспринимаем существующую «высокую» и «низкую» культуру как элементы одной и той же системы.
Одно без другого существовать не может, несмотря на кажущуюся автономность и закрытость «высокой культуры».
Совершая любой коммуникативный акт, «высокая» культура если не впрямую то, во всяком случае, косвенно обращается к «низкой».
Как, например, считал М.Ю.Лотман, развивавший идеи М.М.Бахтина, для существования культуры необходима «не-культура».130 2.

Всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.
Обобщение данных положений позволяет воспринимать произведение
культуры в качестве некоего идеологического продукта и объекта общения, в котором важной является его социальная функция, в противоположность идеям о произведении искусства как прикладном орудии или предмете индивидуального потребления каждым потенциальным зрителем.
Принято считать, что относящееся к «высокой культуре» является необходимым для человека, который считает себя ей принадлежащим:
130Лотман Ю.
М.
Символы в системе культуры //Сборник трудов по знаковым системам.
Тарту, 1980.
[стр. 41]

Проблема межкультурного диалога имеет давние философские и культурологические традиции.
Так, например, в западной философии этой проблемой занимались Ф.Розенцвейг, М.Бубер, Ф.Эбнер и др.
В отечественной гуманитарной науке вопросу исследования межкультурного диалога посвятил свои исследования М.Бахтин, который подробно проанализировал «народную смеховую культуру», противостоящую «высокой» и являющуюся индикатором отношений общества к культурным ценностям.
«Смеховая культура» Средневековья и Ренессанса оформляется, по его мнению, в обрядово-зрелищную карнавальную форму, являясь имитацией элитарных образцов культуры.
К процессам, которые происходят в современной
экранной культуре, это имеет самое непосредственное отношение, поэтому рассмотрим данные вопросы подробнее.
В работах М.
Бахтина важными для данного параграфа является понимание механизма диалога-коммуникации,
который основан на двух положениях: 1.
Необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность: без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта.
Именно поэтому мы воспринимаем существующую «высокую» и «низкую» культуру как элементы одной и той же системы.
Одно без другого существовать не может, несмотря на кажущуюся автономность и закрытость «высокой культуры».
Совершая любой коммуникативный акт, «высокая» культура если не впрямую то, во всяком случае, косвенно обращается к «низкой».
Как, например, считал М.Ю.Лотман, развивавший идеи М.М.Бахтина, для существования культуры необходима «некультура» (206).

2.
Всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.
Обобщение данных положений позволяет воспринимать произведение
экранной культуры в качестве некоего идеологического продукта и объекта общения, в котором важной является его социальная функция, в противоположность идеям о произведении ис41

[стр.,42]

кусства как прикладном орудии или предмете индивидуального потребления каждым потенциальным зрителем.
Принято считать, что относящееся к «высокой культуре» является необходимым для человека, который считает себя ей принадлежащим:
человек, позиционирующий себя как «культурный», неизбежно сталкивается с необходимостью существовать в традициях и стереотипах «высокой культуры».
Остальное же, находящееся за раками «высокого» и идущее из сферы «обычной жизни», считается внекультурной областью.
Со временем данные периферийные области, как правило, вытесняются «высокой культурой» в особую маргинальную «некультурную область», которая превращается в основу «низовой культуры», с помощью которой становится возможным обсуждать закрытые сферы человеческого существования.
Данная часть культуры, в большинстве своем, вбирает в себя клише, стереотипы, традиции и нормы, которые характерны для большинства людей в их повседневной жизни.
Поскольку «низовая» культура достаточно открыта, именно с нее начинается процесс различных изменений, впоследствии затрагивающий «высокую» культуру.
Традиционные виды искусств, находясь в рамках той или иной культуры, совершали коммуникативные акты без разрушения границ.
Четкие рамки, границы и ниши превращали «высокую культуру» в некое подобие незыблемого монумента, а «низовую» лишали так называемых высоких ценностных ориентиров.
В настоящий момент, благодаря расширению экранной культуры появлению ее новых видов, а также ее тотальному проникновению во все области, начинают происходить весьма серьезные изменения.
Традиционно, диалог между культурами реализовывался внутри особого коммуникационного пространства, который М.Ю.
Лотман обозначил термином «семиосфера».
Семиосфера это присущее данной конкретной культуре семиотическое, знаковое пространство, структурно организованное естественным языком, хотя в него включается не только сумма языков, но и 42

[Back]