179 М.Ю.Лотман сравнивает с музеем, где функционирует ряд упорядоченных семиотических пространств: экспонаты, картотеки, служащие, экспозиция и д р ш Семиосфера культуры, иными словами, сфера знаков —своего рода сфера взаимодействия языков и знаков внутри конкретного культурного пространства, в котором происходит постоянное обновление кодов. Обычно этот процесс протекает в условиях бинарности и асимметрии. Стержневым элементом семиосферы является язык, который по сути своей есть причина ее возникновения. В настоящее время визуальная культура постепенно начинает теснить тотальную власть языка как основного коммуникативного механизма, подчеркнем, что в данном случае речь идет о языке в его непосредственно лингвистическом смысле. Коммуникационное пространство, становится современным воплощением семиосферы, при этом культура становится, фактически основной в ряду традиционных искусств, которые все чаще и чаще вытесняются на второй план. Современная ситуация в культуре многими исследователями определяется как феномен расширения культурной символизации и мифологизации общественного сознания.132 Коммуникационное современное культурное пространство опирается, в большинстве случаев, на образную форму, что превращает его в особый вид семиосферы. С помощью классического пространства обеспечивается диалог внутри семиосферы, внутри смысла и социокультурных значений каждой из культур. Семиосфера подразумевает различие между культурами, как основное условие общения между ними. Художественное же коммуникационное пространство, в отличие от социального, напротив, само создает правила и способы общения, вынуждая культуры говорить на заданном языке. В рамках семиосферы область тождества была невелика, а 1 31 Лотман Ю. М. Символы в системе культуры //Сборник трудов по знаковым системам. Тарту, 1980. 132Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. |
это особое гетерогенное семиотическое пространство, которое МЛО.Лотман сравнивает с музеем, где функционирует ряд упорядоченных семиотических пространств: экспонаты, картотеки, служащие, экспозиция и др. (206). Семиосфера, иными словами, сфера знаков своего рода сфера взаимодействия языков и знаков внутри конкретного культурного пространства, в котором происходит постоянное обновление кодов. Обычно этот процесс протекает в условиях бинарности и асимметрии. Стержневым элементом ссмиосферы является язык, который но сути своей есть причина ее возникновения. В настоящее время визуальная культура постепенно начинает теснить тотальную власть языка как основного коммуникативного механизма. Подчеркнем, что в данном случае речь идет о языке в его непосредственно лингвистическом смысле. Коммуникационное пространство становится современным воплощением семиосферы. Визуальная культура и, в частности, экранная культура становится фактически основной в ряду традиционных искусств, которые все чаще и чаще вытесняются на второй план. Современная ситуация в культуре многими исследователями определяется как феномен расширения культурной символизации и мифологизации общественного сознания (25). Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака. Коммуникационное экранное пространство опирается, в большинстве случаев, на образную форму, что превращает его в особый вид семиосферы. С помощью классического пространства обеспечивается диалог внутри семиосферы, внутри смысла и социокультурных значений каждой из культур. Семиосфера подразумевает различие между культурами, как основное уело43 миосферы, внутри смысла и социокультурных значений каждой из культур. Семиосфера подразумевает различие между культурами, как основное условие общения между ними. Художественное же коммуникационное пространство, в отличие от социального, напротив, само создает правила и способы общения, вынуждая культуры говорить на заданном языке. В рамках семиосферы область тождества была невелика, а область непересекаемого огромна. Пересекались лишь наименьшие по объему смысловые части различных культур, а непересекающиеся части требовали культурной интерпретации, перевода. Одной из основных тенденций современной культуры становится увеличение области пересечений внутри нее, в которой главную роль в силу своей образной природы играет экранная культура. Всеобщее расширение процесса массовой коммуникации и развитие информационного общества оказало влияние на характер и функционирование всей системы экранной культуры в целом. Оказалось, что это воздействие настолько мощное, что уже сейчас допустимо говорить о тенденции экранной культуры как таковой подстраиваться к требованиям и условиям информационного пространства. Средства массового тиражирования создали тип особого, весьма усредненного зрителя. Сформировалась даже особая «средняя» область, которая не относится к традиционно «высокой» и традиционно «низовой» культуре, и ориентируется на некий стандартизированный продукт, соответствующий среднему эстетическому и интеллектуальному уровню массового зрителя. В определенном смысле можно перенести это на соотношение между элитарной и народной субкультур, массовую же обозначить как среднюю. Отныне зритель и не интеллектуал, но и не потребитель самого незатейливого зрелища. Важной представляется нам еще одна тенденция, намечающаяся в сфере современной экранной культуры. Чем мощнее становится информационная область, тем более увеличивается число включенных в нее людей. Происходит процесс так называемого размывания ранее нерушимых границ различных культур, что, в свою очередь, ставит иод угрозу функцию диалога 44 |