181 вектору понимания». Описанные выше тенденции позволяют говорить о возникновении в единой сети координат единого, общего культурного информационного пространства, ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научно-технический прогресс создает новые виды функционирования культуры и ее широкого охвата массовой аудитории, можно сказать, что вся человеческая жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках культуры. Проследим истоки данного процесса: ситуация начинала складываться уже на рубеже XIX XX в. Тогда эти процессы стали настолько мощными, что подчинили себе искусство и традиционные виды его функционирования. Появилась упомянутая выше «средняя» область, с помощью которой стало возможным осуществлять контроль над диалогическим механизмом взаимоотношения культур, наполнять их стереотипами, общими оценками, иллюзией общедоступности. Все это порождало опасность лишить диалог культур смысла и тем самым обречь культуру на вырождение. Важно отметить, что в подобном случае и «высокая» и «низовая» культура становились маргинальной для этой «новой средней» культуры. Так, экранные искусства явили собой идеальный способ воплощения этого феномена: вместо осуществления диалога произошел отбор массовым искусством наиболее подходящих элементов как «высокой» так и «низовой» культуры. Данный процесс может быть охарактеризован как форма мещанско-предпринимательской субкультуры, что стало предметом исследований ряда специалистов. Например, об этом пишет Н.Хренов в книге «Зрелища в эпоху восстания масс»: «В истории XX в. мы, видимо, впервые можем наблюдать гипертрофированное развитие массовых экранных форм и оттеснение ими на периферию многое из определяющих |
как такового. В данном случае мы имеем дело с вариантом, при котором можно соединить звезды классики и фольклора, соединение которых в некоторых случаях дает «поп-звезду», что постепенно готовит массового зрителя к некоему «усредненному вектору понимания». Описанные выше тенденции позволяют говорить о возникновении в единой сети координат единого, общего культурного информационного пространства. Ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научнотехнический прогресс создает новые виды функционирования экранной культуры и ее широкого охвата массовой аудитории. Можно сказать, что вся человеческая жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках экранной культуры. Проследим истоки данного процесса. Подобная ситуация начинала складываться уже на рубеже XIX XX в. Тогда эти процессы стали настолько мощными, что подчинили себе искусство и традиционные виды его функционирования. Появилась упомянутая выше «средняя» область, с помощью которой стало возможным осуществлять контроль над диалогическим механизмом взаимоотношения культур, наполнять их стереотипами, общими оценками, иллюзией общедоступности. Все это порождало опасность лишить диалог культур смысла и тем самым обречь культуру на вырождение. Важно отметить тот факт, что в подобном случае и «высокая» и «низовая» культура становились маргинальной для этой «новой средней» культуры. Экранные искусства явили собой идеальный способ воплощения этого феномена. Вместо осуществления диалога произошел отбор массовым искусством наиболее подходящих элементов как «высокой» так и «низовой» культуры. Данный процесс может быть охарактеризован как форма мещанскопредпринимательской субкультуры, что стало предметом исследований ряда специалистов. Например, об этом пишет Н.Хренов в книге «Зрелища в эпоху восстания масс»: «В истории XX в. мы, видимо, впервые можем наблюдать гипертрофированное развитие массовых экранных форм и оттеснение ими на 45 |