185 5. Увеличение значения современной визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится человеку именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного, в таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака, что порождает кризисные явления современной культуры. При этом современная кризисная ситуация в сфере культуры обладает тенденцией к глобализации, что в последствии может привести к постепенному нивелированию совершенно различных культур. Увлеченность современного общества техническим прогрессом воспринимается и интерпретируется современным обществом как нечто ценное и приоритетное, тогда как ценности и культурно-традиционные ориентиры рассматриваются как устаревшие и ненужные. |
это особое гетерогенное семиотическое пространство, которое МЛО.Лотман сравнивает с музеем, где функционирует ряд упорядоченных семиотических пространств: экспонаты, картотеки, служащие, экспозиция и др. (206). Семиосфера, иными словами, сфера знаков своего рода сфера взаимодействия языков и знаков внутри конкретного культурного пространства, в котором происходит постоянное обновление кодов. Обычно этот процесс протекает в условиях бинарности и асимметрии. Стержневым элементом ссмиосферы является язык, который но сути своей есть причина ее возникновения. В настоящее время визуальная культура постепенно начинает теснить тотальную власть языка как основного коммуникативного механизма. Подчеркнем, что в данном случае речь идет о языке в его непосредственно лингвистическом смысле. Коммуникационное пространство становится современным воплощением семиосферы. Визуальная культура и, в частности, экранная культура становится фактически основной в ряду традиционных искусств, которые все чаще и чаще вытесняются на второй план. Современная ситуация в культуре многими исследователями определяется как феномен расширения культурной символизации и мифологизации общественного сознания (25). Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака. Коммуникационное экранное пространство опирается, в большинстве случаев, на образную форму, что превращает его в особый вид семиосферы. С помощью классического пространства обеспечивается диалог внутри семиосферы, внутри смысла и социокультурных значений каждой из культур. Семиосфера подразумевает различие между культурами, как основное уело43 |