Проверяемый текст
Соколов, Юрий Евгеньевич; Лабиринт и ритуал (Диссертация 2009)
[стр. 41]

41 • искусствоведение берет за основу художественные стили эпохи, общую «картину мира»; социология рассматривает взаимоотношения в социуме и влияние культуры на него; лингвистика и литературоведение берет за основу особый вид языка, отражающегося в текстах.
***
Обобщая сказанное, отметим: 1.
С точки зрения периодизации и оценки истории, можно выделить несколько основных подходов к изучению проблемы перехода, которые можно объединить в два основные, где историческое развитие трактуется либо как линейный процесс, либо как многолинейный и противоречивый, не подчиняющийся логике классического детерминизма.
Необходимо отметить, что линейная логика рассмотрения исторического процесса присуща многим концепциям, среди которых особое место занимает классический марксизм.
Его родоначальником можно считать К.
Маркса, который в своем социальном учении опирается на линейно-прогрессивную траекторию развития общества, где переход имплицитно понимается как прямое восхождение от ступени к ступени, а процесс исторического развития связывался с совершенствованием производительных сил и оптимизацией производственных отношений.
Поскольку в марксисткой концепции экономическая и социальная сферы выступали в качестве доминантных, постольку в качестве основных признаков переходности рассматривалось развитие преобразующей человеческой деятельности, направленной на экономические и социальные отношения и на самого человека.
2.
Объяснительный потенциал прогрессистских концепций был столь высок, что эволюционизм стал основополагающим принципом большинства научных теорий и был сразу принят в качестве методологии окончательно сложившейся в последней четверти XIX века культурной антропологии.
В рамках культурной антропологии в работах Э.
Тайлора, Г.
Спенсера, Дж.
[стр. 45]

нужно было признать, что единство, к которому стремится человечество своими средствами, выше того, которое скрыто от нас «призматическими туманами» а значит, смена культур, как более совершенных, так и менее, затрагивает все области культуры».1 Стоит также подчеркнуть ценность размышлений о структурной взаимосвязи элементов культуры, связанных с языком, внутренним и внешним ритмом его функционирования, с пространством форм социокультурной деятельности (JL Витгенштейн К.
ЛевиСтрое, Р.
Барт).
Одной из важнейших парадигм в науке К.
Леви-Строс считал эмпирическую парадигму: «принцип, лежащий в основе классификации, никогда не может быть постулирован заранее; его можно лишь открыть а posteriori путем этнографического наблюдения иначе говоря, опытным путем».2 Рассмотрев эти подходы, выделим в них несколько принципиальных групп: • рассмотрение с точки зрения философии содержит в основе «метафизические» установки и мировоззренческие стратегии; • ученые основываются на непосредственно научной парадигме; • специалисты в области этики и теологии основываются на принципе духовности и определенных нематериальных ценностей; • искусствоведение берет за основу те или иные художественные стили эпохи, общую «картину мира»; • социология рассматривает взаимоотношения в социуме и влияние культуры на него; лингвистика и литературоведение берет за основу особый вид языка, отражающегося в текстах.
Теории культурного развития в эмпирических науках стали культурнофилософским основанием для подобного рода изучения.
Основоположником 45 1Потебня A.A.
Мысль и язык// Потебня A.A.
Слово и миф: теоретическая поэтика.
М.: Правда, 1989.С.
37.
2Леви-Строс К.
Тотемизм сегодня.
Неприрученная мысль.
М.: Академический проект, 2008.

[Back]