59 обстоит так от этого нам никогда и нигде не уйти. «Есть» известно нам во всех своих явных и скрытых разновидностях».23 X. Ортега-и-Гассет смягчил эти понятия и из «философии жизни» вывел истину о «радикальной драматичности нашей судьбы». Осознание человеком опасностей вызывает беспокойство на протяжении всей жизни людей, что помогает их избежать: «в сущности жизнь и есть беспокойство». Ортега * говорил, что именно беспокойство является движущим стимулом в жизни человека и заставляет людей делать выбор, принимать решения и активно П 4 действовать. Важно, что именно эти действия в кризисные моменты побуждают находить решения, преодолевать упаднические настроения, и с верой смотреть в будущее. Социально-политические проекты выхода из кризиса X. Ортега-и-Гассет важны для ученых, занимающихся кризисом, если даже они е имеют собственных проектов, например, П. Тиллих, который занимался «теологией культуры», представляя «диалектику теологии», основой учения которого «мужество быть», французский ученый А. Камю считал, что единственное возможное поведение человека в кризисных ситуациях позиция бунтаря, даже если это не приведет ни к каким положительным результатам. Безусловно, как вечное возвращение история начинает восприниматься лишь в ситуации перехода, что грозит возвращение к вечным сюжетам, изобразительным приемам и даже некоторым свойствам личности и культуры. Впоследствии вечное возвращение становится реальным, но лишь в исключительные моменты истории, поэтому довольно трудно проанализировать его с позиций методологии исторической науки. Интересно, что в русском Серебряном веке идея Ф. Ницше о переходе и, соответственно, о новом человеке вызывала интерес, эпоха грезила идеей нового человека, и призыв к телесному преображению личности здесь был 23 Философия Канта и современность. Сборник переводов, часть 2. М., 1976. С. 18-25 24Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М, 1991. С.72, 89. |
ярко о трагизме жизни сказано словами Байроновского героя Люцифера: «Смерть не имеет образа, но все что носит вид земных существ, поглотит».1 Категория «бытие-в-мире» является ключевой в понятии экзистенцианализма Она была определена Хайдеггером. Этот термин («бытиев-мире») изменяет не только устоявшиеся понятия вещей мира, но и пространства: «Мы называем эго словом «бытие». Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет». Все, что касается нас, и все, чего мы касаемся, проходит через высказанное или невысказанное «есть». Что дело обстоит так от этого нам никогда и нигде не уйти. «Есть» известно нам во всех своих явных и скрытых о разновидностях».“ Известно, что X. Ортега-и-Гассет смягчил эти понятия и из «философии жизни» вывел истину о «радикальной драматичности нашей судьбы». Осознание человеком опасностей вызывает беспокойство на протяжении всей жизни людей, что помогает их избежать: «в сущности жизнь и есть беспокойство». Автор говорил, что именно беспокойство является движущим стимулом в жизни человека и заставляет людей делать выбор, принимать з решения и активно действовать. Современных ученых, занимающихся вопросами проблематики современной культуры, больше всего интересует вопрос прогнозирования дальнейших путей развития. Одним из представителей научного сообщества Ф. Фукуямой отмечается, что перестройка, произошедшая в России, не является концом «идеологии» или замены социализма на капитализм, а это единственно возможная победа «либерализма» в политике и экономике, а является приверженцем идеалистических идей. Гибель фашизма и коммунизмаюзначает победу западной идеи, так как других путей, кроме как либерализм нет. Также 1Тертерян И.Современный испанский роман. М., 1989.С. 26. 2Философия Канта и современность. Сборник переводов, часть 2. М.: Мысль, 1976.С. 18-25. 3Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс. М.: Радуга, 1991.С.72, 89. 92 |