63 наступлении кризиса у людей, как правило, у людей появляются упаднические, пессимистические настроения. В работах X. Ортега-и-Гассет акцентируется внимание на том, что кризис это не крушение, и пути выхода из кризиса во многом зависят от людей. Большое количество людей охватывают упаднические настроения и люди становятся пассивными, противодействием разрушениям, которые несет в себе кризис, является активная деятельность людей, в противном случае кризис превращается в катастрофу и даже в гибель. Выработать правильное поведение в период кризиса очень важно, так как кризис периодически повторяется. «Мне не известно, почему, слово «кризис» обычно наводит на невеселые мысли; кризис есть не что иное, как глубокое и интенсивное изменение; оно может быть изменением к худшему, но также и к лучшему, как в случае с нынешним кризисом физики. Нет более верного признака зрелости науки, чем кризис принципов. Он означает, что наука настолько уверена в себе, что может позволить себе роскошь решительно пересмотреть свои принципы, т. е. потребовать от них большей убедительности и твердости. Интеллектуальная сила как человека, так и науки измеряется той долей скептицизма, сомнения, которую он способен переварить, усвоить28. Современных ученых, занимающихся вопросами кризиса, больше всего интересует вопрос выхода из него и прогнозирования дальнейших путей развития. Одним из представителей научного сообщества, исследовавшим вопросы кризиса является социофилософ Ф. Фукуяма, он писал о том, что перестройка, произошедшая в России не является концом «идеологии» или замены социализма на капитализм, а это единственно возможная победа «либерализма» в политике и экономике, является приверженцем идеалистических идей и гибель фашизма и коммунизма означает победу западной идеи, так как других путей, кроме как либерализм нет. Также он считал, что созданный идеальный мир и его идеи будет диктовать в конечном 28X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991. С. 189 |
ярко о трагизме жизни сказано словами Байроновского героя Люцифера: «Смерть не имеет образа, но все что носит вид земных существ, поглотит».1 Категория «бытие-в-мире» является ключевой в понятии экзистенцианализма Она была определена Хайдеггером. Этот термин («бытиев-мире») изменяет не только устоявшиеся понятия вещей мира, но и пространства: «Мы называем эго словом «бытие». Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет». Все, что касается нас, и все, чего мы касаемся, проходит через высказанное или невысказанное «есть». Что дело обстоит так от этого нам никогда и нигде не уйти. «Есть» известно нам во всех своих явных и скрытых о разновидностях».“ Известно, что X. Ортега-и-Гассет смягчил эти понятия и из «философии жизни» вывел истину о «радикальной драматичности нашей судьбы». Осознание человеком опасностей вызывает беспокойство на протяжении всей жизни людей, что помогает их избежать: «в сущности жизнь и есть беспокойство». Автор говорил, что именно беспокойство является движущим стимулом в жизни человека и заставляет людей делать выбор, принимать з решения и активно действовать. Современных ученых, занимающихся вопросами проблематики современной культуры, больше всего интересует вопрос прогнозирования дальнейших путей развития. Одним из представителей научного сообщества Ф. Фукуямой отмечается, что перестройка, произошедшая в России, не является концом «идеологии» или замены социализма на капитализм, а это единственно возможная победа «либерализма» в политике и экономике, а является приверженцем идеалистических идей. Гибель фашизма и коммунизмаюзначает победу западной идеи, так как других путей, кроме как либерализм нет. Также 1Тертерян И.Современный испанский роман. М., 1989.С. 26. 2Философия Канта и современность. Сборник переводов, часть 2. М.: Мысль, 1976.С. 18-25. 3Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс. М.: Радуга, 1991.С.72, 89. 92 |