67 политика, мораль, право, искусство, философия, экология, религия, межнациональные отношения. Благодаря развитой системе коммуникаций и географического разделения труда практически все страны мира и народы оказались включенными в единую систему мирового сообщества. Это не оставляет кому-нибудь из них шансов «отсидеться в стороне», вероятно, впервые в истории кризис принял всемирный размах».37 Безусловно, российских ученых интересуют проблемы кризиса в различных аспектах, в том числе и в работах зарубежных ученых. Так же российские ученые проводят сравнительный анализ различных теорий, ученого И.А. Пузановского заинтересовала: «проблема согласованности общественных действий в современной социальной теории: как индивид взаимодействует с другими, если отличается и похож на них? Мы предлагаем ответить на поставленный вопрос, сравнив две методологические позиции: оптику власти М. Фуко и социоанализ П. Бурдье. Оба автора опираются в описании социальной реальности на понятие телесности. Развивая эту категорию неклассической философии они по-разному расставляют акценты».38 Для описания динамических процессов Бурдье ввел такое понятие как «габитус», которое позволяет двигаться вперед, сохраняя индивидуальность особи. Н. Н.Моисеев свидетельствовал о том, что ситуация в современной России является «... элементом мирового общецивилизационного кризиса кризиса системы, складывавшейся последние 10 тысяч лет. Это кризис и организационных структур общества, и образования, и культуры, и исходной концепции собственности, и всего того, что иногда принято называть цивилизационной парадигмой. Наша ситуация просто более критична, в ней 37Там же 38 Пузаиский И.А. Социально-философское сравнение методологических подходов М. Фуко и П. Бурдье: корреляция всеобщего и особенного//Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки,философия и компаративистика: Сб. науч. тр. /Web-кафедра философской антропологии/ Научный редактор: д.ф.н, проф. A.C. Колесников. СПб., 2003. С. 83 87 |
можно возразить, что взгляды Эриксона служат необходимым противовесом высокомерному пессимизму классических фрейдистов, ничего хорошего в человеке не видящих». Сам Эриксон определяет кризис не как угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации.1 Российские ученые проводят сравнительный анализ различных теорий. Ученого И.А. Пузановского заинтересовала «проблема согласованности общественных действий в современной социальной теории: как индивид взаимодействует с другими, если отличается или похож на них? Мы предлагаем ответить на поставленный вопрос, сравнив две методологические позиции: оптику власти М. Фуко и социоанализ П. Бурдье. Оба автора опираются в описании социальной реальности на понятие телесности. Развивая эту категорию неклассической философии, они по-разному расставляют акценты». Для описания динамических процессов Бурдье ввел такое понятие как «габитус», которое позволяет двигаться вперед, сохраняя индивидуальность особи.2 Н. Н.Моисеев свидетельствовал о том, что ситуация в современной России является «элементом мирового общецивилизационного кризиса системы, складывавшейся последние 10 тысяч лет. Это касается и организационных структур общества, и образования, и культуры, и исходной концепции собственности, и всего того, что иногда принято называть цивилизационной парадигмой. Наша ситуация просто более критична, в ней более остро концентрированы современные противоречия. Поэтому анализ современных тенденций в России, а тем более возможных сценариев её развития во многом определяется пониманием особенностей мировых 95 1Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 1996.С. 6-22. 2Пузанский И.А. Социально-философское сравнение методологических подходов М. Фуко и П. Бурдье: корреляция всеобщего и особенного// Рабочие тетради гю компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб.: СПГУ, 2003.С. 83 — 87. |