Проверяемый текст
Соколов, Юрий Евгеньевич; Лабиринт и ритуал (Диссертация 2009)
[стр. 72]

72 устанавливают определенную форму управления и осваивают письменность».44 По справедливому определению У.
Адамса, «цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянная армия, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство».

4 Идея перехода в мифологическом контексте разрабатывалась в психологии XX века, в частности Э.
Эриксоном, представляющим жизненный цикл человека как перманентный кризис идентичности и обретение некоей мифологической идентичности, что, собственно, тоже может быть интерпретировано сквозь призму переходности.
Идея переходности в человеческой жизни разрабатывается и в философии.
Как пишет Э.
Эриксон, новаторы появляются только в явно выраженные переходные периоды, причем чаще всего выражают своим творчеством уже явленные, вечные сюжеты.
Интересно также, что вся история культуры и искусства на всем ее протяжении представлена художниками-маргиналами, творчество которых, в силу каких-то причин, превращалось в основу новой коллективной идентичности, которая была основана на использовании мифов и архетипов.
Поэтому вопрос, поставленный социологами о причинах популярности того или иного художника, в конечном счете разрешается соотнесенностью его творчества с переходными этапами и потребностью людей переходной эпохи в 44 Huntington Е.
Mainsprings of Civilization.
N.Y., 1945.
P.
3.
Сравнительное изучение цивилизации.
Хрестоматия.
Сост.
Б.С.
Ерасов.
М.
1998.
45 Boundaries of Civilizations in Space and Time.
Lanham, 1987.
P.
6.
[стр. 97]

порождает искаженное и неадекватное восприятие действительности, стирание общепринятые моральных и этических норм, дезадаптацию людей в обществе.
По справедливому определению У.
Адамса, «цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянная армия, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство».

(Boundaries of Civilizations in Space and Time.
Lanham, 1987.
P.
6.) Все вышеперечисленное, безусловно, требует применения глубоких, подлинно художественных приемов, которые позволяют человеку испытывать сильные чувства, эмоциональные переживания, вне контекста социального заказа или иной социокультурной ангажированности.
Подытоживая вышесказанное и обобщая проанализированные нами отечественные и западные исследования в данной области знания, подчеркнем следующее: 1) феномен интереса к ритуалу имеет исторический характер и обусловлен сменой исторических этапов развития цивилизации в целом и преобразованиями и изменениями конкретных обществ во всех сферах его существования; 2) в результате современных кризисных изменений происходит деперсонификация культуры, что проявляется в постепенном исчезновении самой человеческой личности, на смену которой приходит образ материально-потребляющего субъекта, лишенного и неориентированного на какие-либо духовные и этические ценности; 3) особую остроту современной ситуации придает то, что на смену устаревшей и невостребованной культуры не приходит иная, более гармоничная, более 97

[Back]