83 Эффективность управления процессами, которые происходят в культуре, с помощью «механизма психологической защиты» целиком и полностью зависит от умения отключить сознание, переключить его восприятие на моменты, «нужные» тем, кто культурой управляет, освободить личность от рациональных элементов восприятия. На вооружение был взят не только психоанализ, но и учение К.Юига о коллективном бессознательном, в частности, идея о том, что символы и архетипы способствуют выработке личностных занщтных механизмов от хаоса, который грозит произойти в обществе или культуре. Рассматривая опыт средневековой Европы, Юнг обнаружил, что священные, мифологические образы всегда защищали сознание людей. С наступлением эпохи протестантизма произошел мифологический штурм, который оказал многовековое разрушительное воздействие на многие поколения, более того, этот штурм стал одним из последующих фундаментов управления сознанием. Юнг писал о том, что бессознательные формы всегда получали выражение в своеобразных защитных и целительных образах, с помощью чего бессознательное «выносилось» в лежащее за пределами души космическое пространство. Впоследствии предпринятый Реформацией штурм символических, архетипических образов практически полностью разрушил защитную стену священных символов. Перефразируя Юнга, и перенося его открытия на язык современной культуры и интересующие нас процессы перехода и переходности, можно сказать, что главным для «творцом» культуры стали следующие принципы: 1. принцип разрушения священных образов, либо подмена их ложными понятиями и потребностями; 2. навязывание социальных и культурных представлений: «образной социальной престижности»; ложной ориентации на коллективность; |
116 право жить в свое удовольствие, начало подготовки «плацдарма» для будущих манипуляций. Эффективность манипуляции с помощью «механизма психологической защиты» целиком и полностью зависит от умения «отключить» сознание потребителя, «переключить» его восприятие на моменты, «нужные» рекламодателям, «освободить» личность от рациональных элементов восприятия рекламного сообщения. На вооружение манипуляторами был взят не только психоанализ, но и учение К.Юнга о коллективном бессознательном, в частности, идея о том, что символы и архетипы способствуют выработке личностных защитных механизмов. Рассматривая опыт средневековой Европы, Юнг обнаружил, что священные, мифологические образы во все века защищали сознание людей. С наступлением эпохи протестантизма произошел так называемый мифологический штурм, который оказал многовековое разрушительное воздействие на многие поколения, более того, этот штурм стал одним из последующих фундаментов манипуляций сознанием. Юнг писал о том, что бессознательные формы всегда получали выражение в своеобразных защитных и целительных образах, с помощью чего бессознательное «выносилось» в лежащее за пределами души космическое пространство. Впоследствии предпринятый Реформацией штурм символических, архетипических образов практически полностью разрушил защитную стену священных символов. Перефразируя Юнга, и перенося его открытия на язык современной рекламы, можно сказать, что главным для манипуляторов стал принцип разрушения священных образов, либо подмена их ложными понятиями и потребностями, в том числе, навязанных социальных представлений: «образной социальной престижности»; ложной ориентации на коллективность; формирование искусственных, ложных потребностей; иллюзии слияния с социумом своей ин |