90 2. Одним из основных переходов в развитии человека, по 3. Фрейду, стало возникновение культуры из Эдипова комплекса, когда при наложении табу на инцест возникла мораль, а следствием отождествления убитого отца с тотемом стала религия. Психика современного человека давно уже превратилась в своего рода арену, на которой происходит постоянная борьба не только между различными составляющими «я», но и противоречивыми процессами и явлениями культуры и общества. Различные образы, как внутренние, так и внешние, сталкиваются друг с другом, то, побеждая, то проигрывая. Именно столкновение различных составляющих «я» и культуры, психическая нестабильность личности позволяет программировать ее поведение: точно определить способы провокаций для данного типа, разрушить нежелательные защитные социальные и культурные сознательные механизмы. 3. Индустрия «пробуждения» низменных потребностей и желаний человека, «помощь» ему в освобождении от чувства вины, ответственности — старт для всяческого рода использования бессознательного в тех или иных целях. Достаточно обратить внимание на столь распространенное сегодня в культуре обыгрывание понятия «эгоист»: декларируемая, престижная свобода «важного» в собственных глазах человека, который имеет право жить в свое удовольствие, начало подготовки «плацдарма» для будущих разрушительных для культуры тенденций, порождения внутреннего и внешнего хаоса. 4. Положение Фрейда о том, что наряду с сексуальным влечением у индивида существует влечение к смерти, осталось незамеченным и было выдвинуто в качестве оригинальной идеи в исследовании Г. Ронхейма. Вслед за своим учителем, Ронхейм утверждал, что в современной культуре торжествует Танатос, в отличие от древних культур, где царил Эрос. На наш взгляд, сомнительная идея трагической неизбежности гибели бога, благодаря которой Эрос становится божеством, по мнению Ронхейма, была во все |
30 ониссийского начала, пытался проследить эволюцию иррациональности в мифологическом сознают. Бессознательный характер мифологического сознания изучался немецким философом на основе сравнительного анализа мифов с музыкальными произведениями. В тех и в других Ницше видел образ мира, в котором в сжатой форме содержатся принципы и законы мирового устройства. Но понять глубину и многовековую мудрость мифов способен далеко не каждый. Только «сверхчеловек», но никак не толпа могут с помощью мифа прорваться на крыльях своего собственного мифологического образа в высшие слои культуры века. Результатом многолетних исследований Нищие стал, во-первых, вывод о том, что только мифотворчество способно спасти от гибели европейскую культуру, во-вторых, создание собственной, персональной мифологии. Несколько иную позицию, нежели философский подход, к изучению мифа занимает подход психологический. Основу ему положили З.Фрейд, К. Юнг, М.Элиаде, Н.Фрай. З.Фрейд активно цитировал в своих трудах А.Бергсона. Поскольку мифы содержат тайники подсознания, неосознаваемые идеи и желания, следовательно, анализ древних мифологических образов можно воспринимать как многовековую проекцию бессознательных психологических комплектов сексуального плана. Так, из Эдипова комплекса, по Фрейду, при наложении табу на инцест возникла мораль, а следствием отождествления убитого отца с тотемом стала религия. Миф трактовался им как результат сублимации либидо для получения удовольствия. В поздних работах Фрейд изменил свои взгляды, но его ученики возвели метод отца психоанализа в раю незыблемой и неоспоримой теории. Положение Фрейда о том, что наряду с сексуальным влечением у индивида существует влечение к смерти, осталось незамеченным и было выдвинуто в качестве оригинальной идеи в исследовании Г.Ронхейма. Вслед за своим учителем, Ронхейм утверждал, что в мифологии торжествует Танатос, в отличие от 31 фольклора, где царит Эрос. На наш взгляд, сомнительная идея трагической неизбежности гибели бога, благодаря которой Эрос становится божеством, по мнению Ронхейма, была во все времена отличительной чертой мифов от фольклорных преданий. К психологическому подходу можно также отнести исследование Б. Малиновского «Миф в первобытной психологии». Согласно Малиновскому, миф выполняет следующие психологические функции: воспитательную; компенсаторную; нравственно-нормативную; социализирующую; регулятивную самую важную. Ученый считает, что мифы помогают регулировать внутреннюю и внешнюю реальность индивида, соединяют в себе, таким образом, индивидуальное и коллективное. Малиновский утверждал, что мифы не повествование, а прожитая реальность, поэтому его сфера не текст, а драматическая актуализация в жизни человека. Один из крупнейших представителей классической социологии Э.Дюркгейм считал, что общество развивается по собственным законам и являет собой надтщивидуальную реальность. Согласно его мнению, человек, существующий по законам социума, объединяет в себе два начала: индивидуальное; социальное, которое определяет индивидуальные и коллективные представления, в том числе, архетипы, определяют индивидуальные. Дюркгейм писал о том, что мифологические представления являются отражением социальной реальности. Мифологию он относил к коллективному, сакральному, а индивидуальное к «профанному». Мифология, по его мнению, стала своеобразным отражением и конструированием родовой организации. Социологический подход к исследованию мифа был дополнен и расширен в работах Р.Мертона, Ю.Хабермаса, Б.Дорна Представители символического подхода к культуре У.Урбан, С.Лангер, Э.Каушг. «Отцом» символического подхода его последователи считают Э.Кассирера. Он одним из первых «отнес» миф к сложным символическим 115 личностные границы пациентов, которые сопротивлялись психотерапевтическому воздействию. Точно так же, как нейролингвистическое программирование, «психологическая защита» первоначально была наполнена гуманистическим смыслом: помочь людям, которые в этой помощи нуждаются, но в силу психических особенностей либо психологических состояний, сопротивляются ее оказанию. Впоследствии и НЛП, и «психологическая защита» стали использоваться как очередные, довольно эффективные средства манипуляции сознанием потребителя. Главные аспекты манипуляций «психологической защитой» следующие: определение структур психики, которые находятся под усиленным «надзором» ^ сознания большинства потенциальных потребителей: самооценка, внутренний образ собственного «я»; определение основных «полей» личности, которые более уязвимы и ущербны: желание соответствовать той или иной социальной группе, страх выглядеть не таким, как все, страх несоответствия своему полу, желание выглядеть престижно; определение признаков «запуска» механизма «психологической защиты». Психика человека представляется манипуляторам как своего рода арена, на которой происходит постоянная борьба между различными составляющими «я». Различные образы самого себя сталкиваются друг с другом, то, побеждая, то проигрывая. Именно столкновение различных составляющих «я», психическая нестабильность личности позволяет манипуляторам программировать ее поведение: точно определить способы провокаций для данного типа потребителей, разрушить нежелательные сознательные механизмы. Индустрия «пробуждения» низменных потребностей и желаний массового потребителя, «помощь» ему в освобождении от чувства вины, ответственности старт для всяческого рода манипуляций. Достаточно обратить внимание на столь распространенное сегодня в рекламе обыгрывание понятия «эгоист»: декларируемая, престижная свобода «важного» в собствеЕшых глазах человека, который имеет |