дом деятельности. При этом изначально заданное социальное неравенство между местными жителями и мигрантами усугубляется крайне сложным положением последних. Оно выражается в занимаемых статусах, численном потенциале, уровне потребления материальных и духовных благ, ролях, которые они играют в новых условиях, возможностях организации и проведения досуга. Важно при этом заметить, что социальное неравенство, о котором идет речь, не может рассматриваться абстрактно, как некая субстанция, дающая право одним быть выше других. По мере адаптации мигрантов оно приобретает вполне определенные очертания и может анализироваться в рамках всего общества, конкретных его сфер, а также территорий. В этом случае оценка мигрантами самого факта наличия неравенства зависит от выработанных ими норм и ценностей, состояния массового и группового сознания, степени организованности и сплоченности. В регионах Российской Федерации, равно как и в других регионах бывшего Союза, понимание социального неравенства на уровне обыденного сознания, во многом предвосхищает сам процесс каких-либо изменений. Нетрудно при этом предугадать, что оно имеет тенденцию к самовоспроизводству, которое зависит от деятельности конкретных людей, объединенных в группы и общности, и передается от родителей к детям, от одного поколения к другому, выпестовывается за счет разнообразных связей в окружении о человека, прямой помощи, оказываемой ему государством, а также другими институтами. Представление мигрантами социального неравенства, имеющего место в районах их проживания, зиждется именно на таких составляющих, хотя многие не отдают себе в этом отчет. В условиях, когда обществу имманентно присуще социальное неравенV7 ство, возрастает значимость отношении между группами местных жителей и мигрантами, а также между группами самих мигрантов, с учетом таких компонентов, как интересы и потребности. Их наличие выступает в качестве ЧУ основной возможности участия мигрантов в социально-политическом процессе и дает право претендовать на свою долю общественного богатства, тем более, если они принимают непосредственное участие в его создании. Однако в силу ограниченности различного рода ресурсов и собственно благ, их интересы и потребности, подчас, остаются неудовлетворенными, что 104 |
заданного алгоритма, который, не меняясь в пространстве и времени, раз и навсегда закрепляет преимущество той или иной социальной группы. Появление в регионах дополнительных элементов социальной структуры в последующем обеспечивает новые социальные связи и отношения, реализация которых на практике демонстрирует степень их устойчивости и многовариантности. Приведенные пояснения, систематизируя знания о социальной структуре общества, могут способствовать анализу влияния миграции на ее составляющие и оценить возможность трансформации отношений между различными общностями конкретных регионов. Находясь в разных условиях, которые не подвержены воздействию с их стороны, мигранты ощущают такое положение до тех пор, пока им не приходится определять свое место в жизни и участвовать в конкретных процедурах, связанных с тем или иным видом деятельности. При этом изначально заданное социальное неравенство между местными жителями и мигрантами усугубляется крайне сложным положением последних. Оно выражается в занимаемых статусах, численном потенциале, уровне потребления материальных и духовных благ, ролях, которые они играют в новых условиях, возможностях организации и проведения досуга. Важно при этом заметить, что социальное неравенство, о котором идет речь, не может рассматриваться абстрактно, как некая субстанция, дающая право одним быть выше других. По мере адаптации мигрантов оно приобретает вполне определенные очертания и может анализироваться в рамках всего общества, конкретных его сфер, а также территорий. В этом случае оценка мигрантами самого факта наличия неравенства зависит от выработанных ими норм и ценностей, состояния массового и группового сознания, степени организованности и сплоченности. В регионах Российской Федерации, равно как и в других ре234 гионах бывшего Союза, понимание социального неравенства на уровне обыденного сознания, во многом предвосхищает сам процесс каких-либо изменений. Нетрудно при этом предугадать, что оно имеет тенденцию к самовоспроизводству, которое зависит от деятельности конкретных людей, объединенных в группы и общности, и передается от родителей к детям, от одного поколения к другому, выпестовывается за счет разнообразных связей в окружении человека, прямой помощи, оказываемой ему государством, а также другими институтами. Представление мигрантами социального неравенства, имеющего место в районах их проживания, зиждется именно на таких составляющих, хотя многие не отдают себе в этом отчет. В условиях, когда обществу имманентно присуще социальное неравенство, возрастает значимость отношений между группами местных жителей и мигрантами, а также между группами самих мигрантов, с учетом таких компонентов, как интересы и потребности. Их наличие выступает в качестве основной возможности участия мигрантов в социально-политическом процессе и дает право претендовать на свою долю общественного богатства, тем более, если они принимают непосредственное участие в его создании. Однако в силу ограниченности различного рода ресурсов и собственно благ, их интересы и потребности, подчас, остаются неудовлетворенными, что усиливается сложными и противоречивыми действиями разных этнических общностей. Это препятствует нормальному функционированию всей структуры и вносит дисбаланс в отношения между ее элементами. Учитывая сложность и многомерность социальной структуры общества, ее изменения, происходящие вследствие влияния объективных и субъективных факторов, а также, принимая во внимание региональные особенности размещения населения, предлагается 235 |