Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 135]

беженцам» и Координационного Совета помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Параллельно с помощью глубинного интервью проводилось этнографическое исследование, результаты которого носят качественный характер.
Опрашивались случайно отобранные респонденты из числа участвующих в анкетировании (15 вынужденных переселенцев и 15 коренных представителей русской нации).
Далее был проведен анализ экспертных оценок, полученных в результате опроса работников Московской Миграционной Службы, а также Ассоциации «Согласие и содействие русскоязычным беженцам» и Координационного Совета помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
В связи с особенностями изучаемого объекта мы посчитали необходимым применить кроме социологических методов исследования и анализа основных характеристик культурно-ценностного потенциала вынужденных мигрантов также и ряд психологических методик, позволяющих выявить личностные особенности, ценностные ориентации мигрирующего населения, а также измерить уровень социокультурных различии русских-местных и русских-приезжих.
Под конкретные задачи исследования были составлены два варианта опросника: один для мигрантов и беженцев из стран Ближнего Зарубежья, другой для коренных жителей Москвы и Московской области.
Опросник включал ряд вопросов из этносоциологических инструментариев Института Этнологии и Антропологии РАН, применявшихся в работе над проектами «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации» (руководитель проекта Л.М.Дробижева), «Русские в Новом Зарубежье» (руководитель проекта А.И.Гинзбург), а также из опросных листов Ю.В.Арутюняна, Н.М.Лебедевой, Е.А.Филипповой.
Наряду с разработанными опросниками, в исследовании использовались такие психологические методики, как методика для изучения автои гетеростереотипов Катца и Брели, «Культурно-ценностный дифференциал» Г.Солдатовой, С.Рыжовой и И.Кузнецова, шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), опросник личностной ориентации Э.Шострома (Personal Orientation Inventory Shostrom E.) в адаптации Л.ЯТозмана, М.В.Кроза, МВ.Латинской и др.
135
[стр. 75]

75 Ряд вопросов были направлены на выявление общей оценки жизненной ситуации, поведенческих реакций на возможные конфликтные ситуации.
В опросник входили также вопросы, выясняющие мнение интервьюируемых о проблемах вынужденной миграции, ее причинах, отношении к данной проблеме и ряд других вопросов.
Заметим здесь, что далеко не весь материал, полученный в ходе интервьюирования, вошел в книгу, значительная часть его осталась за пределами работы.
Для того, чтобы получить информацию о социальнодемографических характеристиках респондентов: пол, возраст, образование, тип поселения и т.п., был введен соответствующий блок вопросов, который завершал собой опросник.
Отметим также, что в опроснике использовался ряд вопросов из этносоциологических инструментариев Института этнологии и антропологии РАН, применявшихся в работе над проектами "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации" (руководитель проекта Л.М.Дробижева), "Русские в Новом Зарубежье" (руководитель проекта А.И.Гинзбург), а также из опросных листов Ю.В.Арутюняна, Н.М.Лебедевой, Е.И.
Филипповой.
Наряду с разработанным опросником для решения поставленных в исследовании задач использовался широкий арсенал различных психодиагностических методик, куда вошли как достаточно хорошо известные в психологической практике, так и менее используемые методические инструментарии.
Особенности использования этих методик будут более подробно излагаться по ходу изложения полученных с их помощью результатов.
Здесь же ограничимся указанием на то, какие методики и для решения каких задач применялись в нашем исследовании.
Для выявления структуры социальной идентичности переселенцев, определения наличия и глубины кризиса идентичности был использован модифицированный тест М.Куна и Т.Макпартленда "Кто Я?" (Burns, 1979).
Для выяснения степени близости ценностных структур сознания мигрантов и населения принимающих территорий применялась методика "Культурно-ценностный дифференциал"

[Back]