Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 137]

чия, компактное или дисперсное проживание и др.
Ниже приведем основные данные, полученные в ходе исследования.
Анализ мотивов миграции русских на родину своих предков.
В нашем исследовании приняли участие 200 русских мигрантов в трудоспособном возрасте, прибывшие на постоянное место жительства в Москву и Московскую область.
Выборочная совокупность по основным параметрам соответствовала генеральной совокупности: женщины 55% и мужчины 45%.
Около 87% наших респондентов составили выходцы из среднеазиатского региона и Казахстана.
По регионам выхода исследуемые мигранты распределились следующим образом: Казахстан 26,7%; Таджикистан 20%; Узбекистан 20%; Туркменистан -13,3%; Киргизия 6,67%, другие страны СНГ и Балтии 13,3%.
В качестве контрольной группы были отобраны также 200 человек русской национальности в трудоспособном возрасте, москвичей.
Контрольная группа была выравнена экспериментальной по социально-с демографическим показателям: полу, образованию, социально-профессиональному статусу, населенному пункту.
Среди наших респондентов, вынужденных мигрантов, преобладали представители первого и второго
поколении русских в среднеазиатском регионе.
Часть из них представлена потомками сосланных, раскулаченных или добровольно бежавших в Среднюю Азию от голода, разразившегося в Поволжье в 30-е годы, крестьян или эвакуированных в годы Великой Отечественной войны российских граждан.
Однако большая часть респондентов представлена лицами или их потомками, поселившимися в среднеазиатских республиках и Казахстане в послевоенные десятилетия во времена наиболее интенсивного социально-экономического строительства там промышленных гигантов, развития добычи нефти и газа, освоения целинных и залежных земель и т.п.

Судя по словам самих опрошенных, это были люди (будь-то квалифицированные рабочие или молодые специалисты) молодые, активные, предприимчивые, смелые и выносливые, способные к быстрой обучаемости и адаптации.
Эти люди ехали в среднеазиатские республики и Казахстан самостоятельно или по различного рода путевкам и направлениям, чтобы
137
[стр. 72]

72 выбытия исследуемые мигранты распределились следующим образом: Киргизия — 87 чел.
(14%), Узбекистан — 124 чел.
(20%), Туркмения — 19 чел.
(3%), Таджикистан — 148 чел.
(24%), Казахстан — 155 чел (25%) , государства Закавказья — 62 чел.
(10%), другие страны СНГ, а также страны Балтии — 25 чел.
(4%).
То есть в соответствии с данными Миграционных Служб Волгоградской и Саратовской областей абсолютное большинство нашей выборки составили русские переселенцы из так называемого "восточного" региона, включающего в себя центральноазиатские и закавказские государства.
Среди наших респондентов — вынужденных мигрантов преобладали представители первого и второго
поколений русских, живших в этих государствах.
Часть из них представлена потомками сосланных, раскулаченных или добровольно бежавших в Среднюю Азию от голода, разразившегося в Поволжье в 30-е годы, крестьян или эвакуированных в годы Великой Отечественной войны российских граждан.
Однако большая часть респондентов представлена лицами или их потомками, поселившимися в среднеазиатских республиках и Казахстане в послевоенные десятилетия, во времена наиболее интенсивного социально-экономи-ческого строительства там промышленных гигантов, развития добычи нефти и газа, освоения целинных и залежных земель и т.п.

Эти люди ехали в среднеазиатские республики и Казахстан самостоятельно или по различного рода путевкам и направлениям, чтобы,
по их мнению, "жить и работать, быть полезным Родине, себя реализовать".
В то время, как представлялось многим, в этих республиках было больше условий и возможностей для этого.
Люди не просто приживались на новом месте, они, можно сказать, "врастали корнями в эту землю": строили дома и семьи, растили детей и делали карьеру, усваивали многие материальные и духовные элементы "чужой" культуры.
Недаром на вопрос: "Чем является для Вас республика, где Вы жили?", 69% опрошенных нами переселенцев ответили: "Моей настоящей родиной".
Отвечали так даже те, кто родился в России и выехал из нее вместе с родителями в детском или

[Back]