Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 143]

восточнославянского населения с территории этих государств это какое-то недоразумение».
Заметим, что подавляющее большинство исследуемых нами переселенцев видит «виновника» своих бед в искусственно разжигаемых националистических настроениях, основной причиной межнациональной напряженности называют борьбу за власть и передел собственности и обвиняют в эскалации межнациональных конфликтов политиков России и республик своего прежнего проживания, но не представителей их титульного населения.
К последним у русских, бывших жителей этих республик, а ныне жителей России сохранились самые добрые чувства и положительное отношение.
Таким образом, можно сказать, что одним из важнейших психологических мотивов миграции русских на родину своих предков явилось стремление приобрести позитивную личностную и социальную (этническую) идентичность.
Анализ личностной и групповой идентичности Следует подчеркнуть, что обретение личностью новой идентичности довольно сложный и далеко не мгновенный процесс.
У исследуемых нами переселенцев этот процесс также происходит не автоматически в результате простого географического перемещения и смены этносоциальных условий.
Более того, формирование новой идентичности
происходит трудно и болезненно.
Не могу не привести в качестве примера такое интервью, буквально, крик страдающей души мужчины 52 лет из Узбекистана: «Я всегда гордился и теперь горжусь, что я русский человек, но честно скажу не один раз пожалел, что я не еврей, немец или грек, ибо их государства заботятся о своих соотечественниках, где бы они ни были.
Более того, приехав в Россию, посмотрев в каких развалюхах живут местные русские, какая нищета вокруг, я все больше и больше убеждаюсь, что государство предало не только нас, русских, оказавшихся не по своей вине за рубежом, но предало и своих подданных в своей собственной стране».
И далее продолжил: «Никто не защищает национальные интересы русских.
Русскому человеку не на кого надеяться и не на кого опереться.
Все мы, и там, и здесь, брошены на произвол судьбы.
И мне кажется, что, несмотря на большую экономическую
раз143
[стр. 46]

46 Итак, подводя итог изложенному в этой главе, мы можем сказать следующее.
Анализ имеющейся литературы по изучению мотивов миграционного поведения вообще, и русских из ближнего зарубежья в частности, показывает, что "структурный" фактор (вытеснение русских и русскоязычных из бывших республик в ходе строительства в них этнократических государств) продолжает доминировать в объяснениях причин массового исхода русских из постсоветских государств.
При этом даже экономические причины выезда русских из этих государств не выступают самостоятельно, в чистом виде, а в значительной степени несут на себе все же этнополитическую окраску.
Следует признать, что стержнем мотивационной основы поведенческих моделей русских и русскоязычных, мигрирующих из стран ближнего зарубежья в Россию, является стремление уйти от обстоятельств, грозящих подорвать этнокультурную идентичность, уменьшить давление этнократического прессинга со стороны доминирующего общества, перейти из состояния этнокультурного "отчуждения"в состояние этнокультурной "включенности".
Иными словами, одним из важнейших психологических мотивов миграции русских на родину своих предков явилось стремление приобрести позитивную личностную и социальную (этническую и гражданскую) идентичность, удовлетворить потребность в самоуважении (и уважении со стороны других) и самоактуализации.
Мы предполагаем, что наличие высших потребностей у русских, проживающих в государствах ближнего зарубежья и испытывающих кризис социальной идентичности, не только определяет выход из кризиса идентичности в пользу миграции на свою этническую родину, но и выбор соответствующей стратегии адаптации при взаимодействии с новым окружением в России.
Ярко выраженное у переселенцев стремление к реализации потребностей в самоуважении и самореализации на новом месте будет обусловливать выбор и реализацию такого типа адаптации, который в наибольшей мере будет способствовать удовлетворению этих потребностей.
Такой стратегией,

[стр.,113]

113 основой для понимания и обоюдного согласия, развития интеграционных тенденций между двумя группами русского этноса.
Да, культура в основных своих чертах для русских переселенцев не меняется: им не надо осваивать русские традиции, русский язык, но меняется социокультурное окружение.
И это требует от переселенцев установления новых социальных связей, нахождения своего места в новых для них условиях, профессиональной реализации, встраивания себя в систему уже сложившихся социокультурных отношений.
Встраивание себя в систему новых для переселенцев социокультурных условий, обретение ими новой идентичности происходит весьма болезненно.
Чтобы защитить свое "Я" от разрушительного воздействия непонятной, живущей по своим законам местной среды, на начальных этапах жизни в России у мигрантов вступают в силу различные психологические защитные механизмы личности и, прежде всего, неадекватное групповое восприятие.
В своих, казалось бы, естественных стремлениях сохранить и защитить то, чем жили, во что верили, на что надеялись, исследуемые нами мигранты, нередко негативно воспринимают местное население принимающей территории, проявляют некоторую изолированность, отстраненность и отчужденность от местного населения, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а значит и на их адаптации.
Рассмотрим особенности социальной перцепции в следующей главе.
Глава 8.
Социально-перцептивные показатели эффективности социально-психологической адаптации переселенцев в новой среде Подчеркнем еще раз тот факт, что обретение переселенцами новой общей идентичности – довольно сложный и далеко не мгновенный процесс.
У исследуемых нами переселенцев этот процесс также происходит не автоматически — в результате простого географического перемещения и смены этносоциальных условий.
Более того, формирование новой идентичности


[стр.,114]

114 происходит трудно и болезненно.
Не могу не привести в качестве примера такое интервью, буквально, крик страдающей души мужчины 52 лет из Узбекистана: "Я всегда гордился и теперь горжусь, что я русский человек, но честно скажу: не один раз пожалел, что я не еврей, немец или грек, ибо их государства заботятся о своих соотечественниках, где бы они ни были.
Более того, приехав в Россию, посмотрев, в каких "развалюхах" живут местные русские, какая нищета вокруг, я все больше и больше убеждаюсь, что государство предало не только нас, русских, оказавшихся не по своей вине за рубежом, но предало и своих подданных в своей собственной стране".
И далее продолжил: "Никто не защищает национальные интересы русских.
Русскому человеку не на кого надеяться и не на кого опереться.
Все мы, и там, и здесь, брошены на произвол судьбы.
И мне кажется, что, несмотря на большую экономическую
разруху в республиках по сравнению с Россией после развала Союза, они быстрее "встанут на ноги".
Какие противоречивые чувства испытывает этот человек! Здесь гордость и ущербность, боль и неприятие собственного этноса, не способного, по его мнению, нормально организовать свою экономическую и социальную жизнь.
Серьезные психологические проблемы, связанные с обретением новой социальной идентичности, отмечаются и у многих других русских, возвращающихся в Россию из бывших союзных республик после распада Союза, которые проявляются, прежде всего, в неадекватности восприятия представителей местного населения принимающих территорий.
В контексте межгрупповых отношений стереотипизация выступает в качестве одного из центральных социальноперцептив-ных процессов, регулирующих восприятие и поведение представителей контактирующих групп.
В связи с этим важнейшей задачей нашего исследования было сравнение представлений о собственной группе (ингруппе) и представлений о другой, внешней группе (аутгруппе) между группами русскихприезжих и русских-местных.
Образы "Мы" и "Они" будут выступать для нас важнейшими показателями взаимоотношений

[Back]