Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 149]

"мы", что в процессе их адаптации к новой среде в действие вступили механизмы психологической защиты личности механизмы внутригрушювои суггестии, направленные на сплочение группы, на повышение позитивной идентичности ее членов.
При сравнении личностных качеств, приписываемых мигрантами представителям местного населения, мы получили противоположную картину (см.
табл.

12 см.
приложение).
Как видно из таблицы 12, доля негативных оценочных компонентов в образе коренных русских (75%) в 3 раза превышает долю позитивных оценочных компонентов (25%).
Преобладание негативных гетеростереотипов говорит об активизации защитных психологических механизмов,
свидетельствующих о сопротивлении мигрантов инокультурному влиянию, о неадекватности межгруппового восприятия.
Негативный образ другого, как известно, это психологическая реакция на субъективные трудности адаптации в
инокультурнои среде " \ Для переселенцев русской национальности, казалось бы, является абсурдным считать русскую среду инокультурным окружением.
Но в данном случае,
скорее всего, речь идет о наличии определенной социокультурной дистанции между русскими-местными и русскими-приезжими из постсоветских государств, обусловленной аккультурацией последних к культуре титульных этносов этих государств.
Отсюда включение механизмов психологической защиты, проявляющееся во внутригрупповом сплочении для сохранения своей индивидуальности и повышения ее позитивности любыми
способами: от завышения оценки своей группы до занижения оценки аутгруппы.
На фоне негативной характеристики местных и положительной характеристики приезжих исследуемые нами вынужденные мигранты дали, что явилось для нас полной неожиданностью, позитивные портреты тех народов, в среде которых они длительное время проживали до миграции в Россию.
Согласно полученным нами данных, доля позитивных гетеростереотипов титульных национальностей (70%) явно преобладает над долей негативных гетеростереотипов (18%).
Сравнивая с результатами исследования НМ.Лебедевой казахстанских и узбекистанских русских, как
потенI 15' Лебедева, 1995 149
[стр. 116]

116 При сравнении личностных качеств, приписываемых мигрантами представителям местного населения, мы получили противоположную картину (см.
табл.9).

Преобладание положительной ингрупповой самооценки — это яркое подтверждение того, что у опрошенных нами переселенцев развито чувство "мы", что в процессе их адаптации к новой среде в действие вступили механизмы психологической защиты личности — механизмы внутригрупповой суггестии, направленные на сплочение группы, на повышение позитивной идентичности ее членов.


[стр.,117]

117 Таблица 9 Гетеростереотипы мигрантов (мигранты о коренных жителях исследуемых областей) Позитивные черты (25%) Негативные черты (75%) добрые злоупотребляющие алкоголем отзывчивые завистливые приветливые маловоспитанные, грубые терпеливые жадные, расчетливые выносливые ленивые флюгерные, непостоянные единоличники, недружные консервативные несамостоятельные суеверные закомплексованные не знают свою культуру, историю Как видно из табл.
9, доля негативных оценочных компонентов в образе коренных русских (75%) в 3 раза превышает долю позитивных оценочных компонентов (25%).
Заметим, что гетеростереотипы вынужденных мигрантов, полученные нами в более ранних исследованиях, с помощью не только "открытой", но и "закрытой" методики Катца и Брели, имели еще более выраженную негативную окраску (Гриценко, 1997в).
Преобладание негативных гетеростереотипов говорит об активизации защитных психологических механизмов
внешнегрупповой контрсуггестии, свидетельствующих о сопротивлении мигрантов инокультурному влиянию, о неадекватности межгруппового восприятия.
Негативный образ другого, как известно, это психологическая реакция на субъективные трудности адаптации в
инокультурной среде (Лебедева, 1993).
Для переселенцев русской национальности, казалось бы, является абсурдным считать русскую среду инокультурным окружением.
Но в данном случае
речь идет о наличии определенной социокультурной дистанции между русскими-местными и русскими-приезжими из постсоветских государств, обусловленной длительным проживанием за пределами основного этнического ареала.
Отсюда включение механизмов психологической защиты, проявляющееся во внутригрупповом сплочении для сохранения своей индивидуальности и повышения ее позитивности любыми


[стр.,118]

118 способами: от завышения оценки своей группы до занижения оценки аутгруппы.
На фоне негативной характеристики местных и положительной характеристики приезжих исследуемые нами вынужденные мигранты дали, что явилось для нас полной неожиданностью, позитивные портреты тех народов, в среде которых они длительное время проживали до миграции в Россию.
Согласно полученным нами данных, доля позитивных гетеростереотипов титульных национальностей (70%) явно преобладает над долей негативных гетеростереотипов (18%).
Сравнивая с результатами исследования Н.М.Лебедевой казахстанских и узбекистанских русских, как
потенциальных мигрантов, мы получили противоположные результаты (Лебедева, 1997).
Если у русских — потенциальных мигрантов из Узбекистана и Казахстана — преобладают негативные компоненты гетеростереотипов узбеков и казахов (по данным Н.М.Лебедевой), то у русских из этих государств, реализовавших эту потенцию (по нашим данным), напротив, доминируют позитивные оценочные компоненты гетеростереотипов этих этносов.
Возможно, частично это расхождение можно отнести на счет проявления известной психологической закономерности памяти к большему забыванию негативных (неприятных) событий и переживаний, нежели позитивных (приятных).
Но более вероятным, на наш взгляд, будет следующее объяснение.
В связи с переездом в Россию у исследуемых нами мигрантов механизмы психологической защиты личности от инокультурного влияния, имевшие место на прежнем месте жительства, утратили свою силу и актуальность, а поэтому наряду с позитивным образом "мы" произошло повышение позитивности образа "они" (титульные этносы).
В то же время, несмотря на принадлежность к общему материнскому этносу — русскому, исследуемая нами группа русских переселенцев ощутила наличие определенных социокультурных различий между своей группой и группой местных жителей, обусловленных определенной аккультурацией мигрантов к культуре коренных народов центральноазиатских и закавказских государств.
В связи с этим, группа переселенцев "дистанцировалась" от группы местных русских и, как

[Back]