постного и межгруппового восприятия местным населением возвращающихся соотечественников. Однако, как видно из приведенных автостереотипов и гетеростереотипов обеих исследуемых групп, представления местных жителей о своей и другой группе менее поляризованы, нежели соответствующие представления мигрантов. Местные называют в процентном соотношении больше позитивных качеств у переселенцев, чем переселенцы у местных, и больше отрицательных характеристик у себя, чем мигранты у себя, что свидетельствует о меньшем субъективизме и искажении восприятия представителей местного населения. О большей объективности восприятия коренных жителей свидетельствует и тот факт, что в гетеростереотипе местных отмечены пять качеств, имеющихся в автостереотипе приезжих: энергичные, образованные, самостоятельные, гостеприимные, трудолюбивые, и все они позитивны. В гетеростереотип мигрантов также попали 5 качеств, которые совпали с представлениями местных жителей о себе, но только два из них положительные: добрые и терпеливые, а остальные три явно негативные: грубые, завистливые, жадные. В пользу того, что для коренных русских характерна большая адекватность восприятия, говорит и большая частота совпадений качествхарактеристик, используемых ими при описании как ин-группы, так и аутгруппы. Частота совпадений в автостереотипе и гетеростереотипе местных жителей таких качеств, как доброжелательные, гостеприимные и трудолюбивые очень высока, она равна 60-68 %. Анализируя степень согласованности стереотипов, т.е. степень единства у членов группы представлений о своей и "чужой " группе, мы обнаружили следующие отличия. Представители местного населения демонстрируют большую размытость не только гетеростереотипов, но и автостереотипов по сравнению с более четкими автои гетеростереотипами мигрантов. Меньшая согласованность гетеростереотипов коренных русских, скорее всего, объясняется отсутствием у многих из опрашиваемых нами местных жителей тесных и глубоких контактов с переселенцами, и как следствие этого отсутствие четкого представления о том, "какие они". Размытость автостерео151 |
120 более терпимы к людям упрямые трудолюбивые замкнутые Условно нейтральные черты (18%) обостренное чувство "русского человека" высокая самооценка Сравнивая самохарактеристику коренных жителей с тем, как они характеризуют приезжих, также отметим преобладание позитивного оценочного компонента в первом случае и негативного — во втором, что, в свою очередь, указывает на далеко не доброжелательный и дружественный фон межличностного и межгруппового восприятия местным населением возвращающихся соотечественников. Однако, как видно из приведенных автостереотипов и гетеростереотипов обеих исследуемых групп, представления местных жителей о своей и другой группе менее поляризованы, нежели соответствующие представления мигрантов. Местные называют (в процентном соотношении) больше позитивных качеств у переселенцев, чем переселенцы у местных, и больше отрицательных характеристик у себя, чем мигранты у себя, что свидетельствует о меньшем субъективизме и искажении восприятия у представителей местного населения. О большей объективности восприятия коренных жителей свидетельствует и тот факт, что в гетеростереотипе местных отмечены пять качеств, имеющихся в автостереотипе приезжих: энергичные, образованные, самостоятельные, гостеприимные, трудолюбивые, и все они позитивны. В гетеростереотип мигрантов также попали 5 качеств, совпадающие с представлениями местных жителей о себе, но только два из них положительные: добрые и терпеливые, а остальные три — явно негативные: грубые, завистливые, жадные. В пользу того, что для коренных русских характерна большая адекватность восприятия, говорит и большая частота совпадений качеств-характеристик, используемых ими при описании как ингруппы, так и аутгруппы. Частота совпадений в автостереотипе и гетеростереотипе местных жителей таких качеств, как доброжелательные, гостеприимные и трудолюбивые, очень высока, она равна 60—68 %. 121 Анализируя степень согласованности стереотипов, то есть степень единства у членов группы представлений о своей и "чужой " группе, мы обнаружили следующие отличия. Представители местного населения демонстрируют большую размытость не только гетеростереотипов, но и автостереотипов по сравнению с более четкими автои гетеростереотипами мигрантов. Меньшая согласованность гетеростереотипов коренных русских, скорее всего, объясняется отсутствием у многих из опрашиваемых нами местных жителей тесных и глубоких контактов с переселенцами, и как следствие этого — отсутствие четкого представления о том, "какие они". Размытость автостереотипа коренных жителей, возможно, обусловлена моноэтничностью проживания в тех районах, где, большей частью, и проводилось наше исследование, и отсутствием интенсивного опыта межгруппового общения, в результате которого возникает возможность сопоставленияпротивопоставления и необходимость иметь четкое представление о своей группе. Мигранты же обнаруживают большую согласованность, как в авто-, так и гетеростереотипах. Так, у коренных жителей исследуемых областей частота выборов одних и тех же качеств в автостереотипах составляла 42—60%, в гетеростереотипах 45—65 %, а у мигрантов соответственно 60— 80% и 55—75%. Можно предположить, что высокая согласованность и отчетливость взаимных стереотипов характерны для соперничающих групп, так как в этом случае внутри каждой группы проявится стремление размежеваться с "чужими". Исходя из полученных данных, мы думаем, что переселенцы склонны считать ситуацию сосуществования с местным населением как ситуацию соперничества. Для коренных жителей эта тенденция менее выражена. Естественно, что и поведение наших респондентов, их вербальные и невербальные проявления в ситуации интервьюирования не остались незамеченными нами. Так, многие местные жители испытывали затруднения и колебания в приписывании тех или иных качеств, присущих мигрантам. Некоторые из них только в процессе исследования впервые задумались об этом и попытались проанализировать и обобщить |