можно сказать, что мигранты в большей степени ориентированы на группу, нежели местное население, так как в «Мы-образах» мигрантов высоко стереотипным для них оказалось качество «верность традициям». Они реже, по сравнению с местными русскими, оценивают свою группу как разобщенную и чаще рассчитывают на поддержку и помощь со стороны таких же переселенцев, как они сами. Одновременно с высокой степенью выраженности в группе мигрантов качеств «верность традициям» (82%) и «взаимовыручка» (75%) получена также высокая степень выраженности такого качества, как «самостоятельность» (71%). Т.е. наряду с высокой ориентацией на группу, на ее поддерж*«/ ку мигранты ни в коей мере не являются зависимыми от группы, от ее влияния и согласия, а скорее всего, наоборот, они предпочитают все делать сами: сами принимают решения, сами добиваются его исполнения, сами несут ответственность. Ориентация на изменения в соответствии с «Культурно-ценностным дифференциалом» изучалась нами в диапазоне «открытость переменам сопротивление переменам» по параметрам: открытости-закрытости культуры (открытость-замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее-устремленность в прошлое), степени риска (склонность к рискуосторожность). Судя по результатам КЦД, мигранты на уровне восприятия своей группы продемонстрировали несколько большее сопротивление переменам, по сравнению с местными жителями исследуемых областей, за счет того, что в «Мы-образах» высоко актуальными оказались осторожность (82%) и устремленность в прошлое (66%). Одновременно с этим респонденты считают, что для переселенцев характерны и такие качества, как «склонность к риску» (55%), «устремленность в будущее» (53%) и «открытость» (60%). Как видно из таблицы 17, на уровне образов перцепции мигранты по сравнению с коренными жителями оказались более настроены на взаимодействие. Они указали большую степень выраженности у себя качеств, способствующих лучшему пониманию друг друга и взаимодействию: миролюбия, сердечности и уступчивости и меньшую степень выраженности качеств, препятствующим этому взаимодействию и взаимопониманию: агрессивно161 |
104 ментальном. Хотелось бы узнать, так ли это? Если "да", то насколько велико это различие? Будут ли влиять эти различия на процесс взаимодействия двух групп русского этноса, и каким образом? Насколько совпадают структуры ценностных ориентаций русских-приезжих и русских-местных? Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь не только на данные интервьюирования, но и на результаты, полученные с помощью методического инструментария "Культурноценностный дифференциал", разработанного Г.У.Солдатовой, И.М.Кузне-цовым и С.В.Рыжовой (Солдатова, 1996; 1998). С помощью данной методики нами были получены измерения ценностных ориентаций в пределах психологической универсалии "индивидуализм-коллективизм": ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения. Шкала "ориентация на группу — ориентация на себя" рассматривалась нами на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка— разобщенность), подчиненность группе (подчинение—самостоятельность) и традиционность (верность традициям—разрушение традиций). Оценивая результаты по этой шкале (см. табл. 7), можно сказать, что мигранты в большей степени ориентированы на группу, нежели местное население, так как в "Мы-образах" мигрантов высоко стереотипным для них оказалось качество "верность традициям". Они реже, по сравнению с местными русскими, оценивают свою группу как разобщенную и чаще рассчитывают на поддержку и помощь со стороны таких же переселенцев, как они сами. Правда, здесь встает новый вопрос: что в большей степени определяет уверенность получить эту помощь и внутригрупповую поддержку: культурная общность или, может быть, общность судьбы? Интересно отметить, что мигранты проецируют и на местных жителей большую выраженность таких качеств, как "верность традициям" и "взаимовыручка", по сравнению с тем, как эти качества коренные жители обнаруживают у самих себя. Одновременно с высокой степенью выраженности в группе мигрантов качеств "верность традициям"(82%) и 105 "взаимовыручка"(75%) получена также высокая степень выраженности такого качества, как "самостоятельность"(71%). То есть наряду с высокой ориентацией на группу, ее поддержку мигранты ни в коей мере не являются зависимыми от группы, ее влияния и согласия, а скорее всего, наоборот, они предпочитают все делать сами: принимают решения, добиваются его исполнения, несут ответственность. В подтверждение сказанного заметим, что, согласно данным нашего исследования, 60% переселенцев — это лица с интернальным локусом контроля. Они полагают, что происходящие с ними значимые события есть результат их собственной деятельности, а не внешних сил — случая, других людей и т.д. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других. То есть большей части исследуемых нами мигрантов конформное и уступчивое поведение не присуще. Этот вывод подкрепляется также другими данными, выявленными с помощью психологической методики — Личностного опросника Кеттела. По данному тесту 65% из подвергшихся тестированию мигрантов получили высокие показатели по фактору Q2 "самостоятельность—зависимость от группы"(р0,05). Таким образом, люди, имеющие высокие показатели по этому фактору, независимы, самостоятельны, инициативны. Ориентация на изменения в соответствии с "Культурноценностным дифференциалом" изучалась нами в диапазоне "открытость переменам — сопротивление переменам" по параметрам: открытости — закрытости культуры (открытость — замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее —устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску — осторожность). Таблица 7 Коэффициент выраженности отдельных качеств, полученных по методике "Культурно-ценностный дифференциал" (в %)* Качество Корен ные о себе Мигранты о коренных Коренные о мигрантах Мигрант ы о себе ОРИЕНТАЦИЯ НА ГРУППУ НА СЕБЯ 109 взаимодействие. Они отмечали большую степень выраженности у себя качеств, способствующих лучшему пониманию друг друга и взаимодействию: миролюбия, сердечности и уступчивости и меньшую степень выраженности качеств, препятствующих этому взаимодействию и взаимопониманию: агрессивности, холодности и соперничества. Надо сказать, что обе группы завышают выраженность у себя качеств, направленных на взаимодействие, и занижают их в другой группе и, наоборот, минимизируют у себя выраженность качеств, направленных на отвержение этого взаимодействия, и преувеличивают их у других. Особенно велика разница между представлениями "о себе" и "других о нас" для группы коренных жителей, выявленная при оценке степени выраженности таких качеств, как холодность, уступчивость и соперничество, а для группы мигрантов — при оценке соперничества, миролюбия и сердечности. Другими словами, мигранты считают коренных жителей менее уступчивыми, в большей степени склонными к соперничеству и холодными, чем коренные жители думают о себе сами. А коренные жители воспринимают мигрантов менее миролюбивыми и сердечными, но зато наиболее склонными к соперничеству, чем это присутствует в самопредставлениях мигрантов. То есть каждая из исследуемых групп переоценивает свой вклад в налаживании и развитии нормальных отношений с представителями другой группы и недооценивает вклад в это дело "чужой" группы, а значит, может перекладывать на нее ответственность в случае неудачи и конфликтов, возникающих при взаимодействии. Очевидно, здесь мы имеем рассогласование в образах на уровне конфликта между притязаниями членов той или другой группы к проявлению определенных качеств у представителей своей и "чужой" группы. Теперь сравним результаты, полученные по шкале "ориентация на власть". Ориентация на власть изучалась в диапазоне "сильный социальный контроль—слабый социальный контроль" по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность — своеволие, законопослушность — анархия) и значимость авторитета (уважение власти — недоверие к власти). В структуре ценностных ориентаций мигранты показали большую |