Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 162]

сти, холодности и соперничества.
Надо сказать, что обе группы завышают выраженность у себя качеств, направленных на взаимодействие, и занижают их в другой группе и, наоборот, минимизируют у себя выраженность качеств, направленных на отвержение этого взаимодействия, и преувеличивают их у других.
Особенно велика разница между представлениями о себе и
представлениями других о нас для группы коренных жителей получена в оценке степени выраженности таких качеств, как холодность, уступчивость и соперничество, а для группы мигрантов в оценке соперничества, миролюбия и сердечности.
Другими словами, мигранты считают коренных жителей менее уступчивыми
и более соперничающими и холодными, чем коренные жители думают о себе сами.
А коренные жители воспринимают мигрантов менее миролюбивыми и сердечными, но зато
более соперничающими, чем это присутствует в самопредставлениях мигрантов.
То есть
можно еделать вывод, что каждая из исследуемых групп переоценивает свои вклад в •-у налаживании и развитии нормальных отношении с представителями другой группы и недооценивает вклад в это дело «чужой» группы, а значит, может перекладывать на нее ответственность в случае неудачи и конфликтов в процессе взаимодействия.
Очевидно, здесь мы имеем рассогласование в образах на уровне конфликта между притязаниями членов той или другой группы к проявлению определенных качеств
со стороны представителен своей и «чужой» группы.
Теперь сравним результаты, полученные по шкале «ориентация на власть».
Ориентация на власть изучалась в диапазоне «сильный социальный контроль слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность-своеволие, законопослушность-анархия) и значимость авторитета (уважение власти недоверие к власти).
В структуре ценностных
ориентации мигранты показали большую зависимость от социального контроля.
Так, средний коэффициент дисциплинированности и законопослушности составил соответственно 82% и 75% , в то время как на наличие у себя этих качеств коренные жители указали соответственно 43% и 55%.
Причем коренные жители также отметили у мигрантов большую выраженность этих качеств, особенно дисциплинированность (56%).
А вот качество «уважение
162
[стр. 109]

109 взаимодействие.
Они отмечали большую степень выраженности у себя качеств, способствующих лучшему пониманию друг друга и взаимодействию: миролюбия, сердечности и уступчивости и меньшую степень выраженности качеств, препятствующих этому взаимодействию и взаимопониманию: агрессивности, холодности и соперничества.
Надо сказать, что обе группы завышают выраженность у себя качеств, направленных на взаимодействие, и занижают их в другой группе и, наоборот, минимизируют у себя выраженность качеств, направленных на отвержение этого взаимодействия, и преувеличивают их у других.
Особенно велика разница между представлениями "о себе" и
"других о нас" для группы коренных жителей, выявленная при оценке степени выраженности таких качеств, как холодность, уступчивость и соперничество, а для группы мигрантов — при оценке соперничества, миролюбия и сердечности.
Другими словами, мигранты считают коренных жителей менее уступчивыми,
в большей степени склонными к соперничеству и холодными, чем коренные жители думают о себе сами.
А коренные жители воспринимают мигрантов менее миролюбивыми и сердечными, но зато
наиболее склонными к соперничеству, чем это присутствует в самопредставлениях мигрантов.
То есть
каждая из исследуемых групп переоценивает свой вклад в налаживании и развитии нормальных отношений с представителями другой группы и недооценивает вклад в это дело "чужой" группы, а значит, может перекладывать на нее ответственность в случае неудачи и конфликтов, возникающих при взаимодействии.
Очевидно, здесь мы имеем рассогласование в образах на уровне конфликта между притязаниями членов той или другой группы к проявлению определенных качеств
у представителей своей и "чужой" группы.
Теперь сравним результаты, полученные по шкале "ориентация на власть".
Ориентация на власть изучалась в диапазоне "сильный социальный контроль—слабый социальный контроль" по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность — своеволие, законопослушность — анархия) и значимость авторитета (уважение власти — недоверие к власти).
В структуре ценностных
ориентаций мигранты показали большую

[стр.,110]

110 зависимость от социального контроля.
Они отметили у себя большую выраженность качеств "дисциплинированность"(82%) и "законопослушность" (75%), в то время как коренные жители указали на выраженность у себя этих качеств на уровне 43% и 55%.
Коренные жители также отметили у мигрантов большую выраженность этих качеств, особенно дисциплинированность (56%).
А вот качество "уважение
власти" и мигранты, и коренные жители приписали как ингруппе, так и аутгруппе в меньшей степени по сравнению с качеством "недоверие к власти".
Причины недоверия к власти, я думаю, общеизвестны.
Снижение производства и рост безработицы, задержки в выплате зарплат и пенсий, "операции" с приватизацией, рост инфляции и постоянное снижение жизненного уровня надолго подорвали авторитет власти у тех и у других.
Тем не менее, у мигрантов меньше неопределенности в восприятии своей группы в структуре властных отношений.
В целом, они чаще, чем коренные русские, оценивают членов своей группы как дисциплинированных и уважающих власть, что, возможно, подтверждает их коллективистскую направленность.
Но нельзя сбрасывать со счетов и ту непростую социальнопсихологическую ситуацию, в которой они оказались, и которая по-разному складывается на местах.
Эту ситуацию часто и местные, и приезжие маркируют так: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".
Естественно, что в таких условиях вхождения "в чужой монастырь" проявление со стороны части переселенцев большей уступчивости (по сравнению с местным населением) является, пожалуй, наиболее адекватным и вполне "нормальным" способом поведения.
Эти качества вошли в число высокостереотипных у тех, у кого в душе еще теплится надежда и вера на помощь в решении своих проблем со стороны властных структур, и у тех, кто находится в полукрепостной зависимости от руководителей предприятий в малых городах патриархального типа или руководителей хозяйств в сельской местности.
Так, наибольшее число законопослушных и уважающих власть отмечено в среде вынужденных мигрантов, поселяющихся в сельской местности (р0,01).

[Back]