Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 168]

сийских граждан.
Более того, пришлось еще услышать от чиновников, что я нахлебник для нищей России, так как я буду получать пенсию от России, ни дня не проработав на ее благо.
Скажите, а на кого же я тогда работал почти 40 лет? Зачем я жил? Какой след я оставил на земле? Кто вспомнит обо мне, кроме детей, добрым словом? На закате жизни, подводя итоги, я вынужден сказать себе: А жизнь-то прожита понапрасну...
Больно! Страшно!».

Этот случай не единичен.
Еще 16 респондентов сходным образом описывали свое состояние.
А в четырех семьях мне рассказали о том, как близкие люди (бабушки, дедушки или родители) не совсем уж пожилого возраста, приехав в Россию и не найдя здесь себе места, потеряли интерес к жизни, как-то вмиг «зачахли» и ушли из жизни.
Я полагаю, что именно для этих людей, в первую очередь, нужна квалифицированная помощь психолога.
Без такой помощи, проблему адаптации многие из них будут решать в течение всей оставшейся жизни, и, наиболее вероятно, что полностью исчезнет она только с уходом из жизни данного ЧУ поколения людей.
Уровень образования и социальный статус Есть сведения том, что ысокоинтеллектуальные вы­о и сокообразованные люди адаптируются к условиям инокультурнои среды быстрее, чем люди менее образованные и менее интеллигентные.
Мы бы на роль образования и интеллигентности в процессе адаптации указали несколько с другой стороны.
На наш взгляд, образование оказывает влияние не столько на скорость протекания адаптации, сколько на предоставление более широких возможностей в понимании и осмыслении происшедшего,
более глубокого понимания своего места и роли в этом процессе.
Если
среднеи низкообразованные мигранты на вопрос «Что мешает адаптации в России?» свое внимание акцентировали главным образом на проблемах бытовой неустроенности, то мигранты с высшим образованием называли проблемы, решение которых далеко выходило за пределы собственного существования и жизнеобеспечения: «Не хлебом единым жив человек».
Они проявляли огромный интерес к будущему страны, их волновали и те непомерные международные займы, которые делало государство, и та ситуация, которая складывается в системе образования, здравоохранения,
эко168
[стр. 130]

130 все это, в один момент или постепенно, для многих рухнуло.
Вот какую исповедь мне пришлось записать из уст 58-летнего мужчины, вынужденного переселенца из Казахстана, мастера буровых установок.
"Оказалось, что все, что делал, к чему стремился — это все пустое, это даже не благо, это худо для того народа, чье имя носит республика.
Я, сам того не осознавая, стал "оккупантом", "завоевателем", "виновником" всех мыслимых и немыслимых бед казахского народа.
Я стал чужим на земле, которая является для меня Родиной.
Я понял, что здесь нет будущего ни для меня, ни для моих потомков.
Но была "великая Россия" и была еще надежда отдать оставшиеся силы и накопленный опыт Родине, которую я никогда не видел, но в глубине души, как русский человек, верил в нее и, возможно, идеализировал.
Приехав в Россию, я понял, что этой стране я еще более не нужен ни как личность, ни как профессионал, ни как отец, воспитавший четырех сыновей — достойных российских граждан.
Более того, пришлось еще услышать от чиновников, что я — нахлебник для нищей России, так как я буду получать пенсию от России, ни дня не проработав на ее благо.
Скажите, а на кого же я тогда работал почти 40 лет? Зачем я жил? Какой след я оставил на земле? Кто вспомнит обо мне, кроме детей, добрым словом? На закате жизни, подводя итоги, я вынужден сказать себе: а жизнь-то прожита понапрасну...
Больно! Страшно!".

Интервью с этим человеком переросло в психологическое консультирование и, несмотря на то, что выходило за пределы нашего научно-исследовательского времени, заняло в общей сложности четыре с половиной часа.
Этот случай не единичен.
Еще у 46 человек из числа вынужденных переселенцев нами зафиксировано сходным образом описываемое состояние.
А в четырех семьях нам рассказали о том, как близкие люди (бабушки, дедушки или родители) не совсем уж пожилого возраста, приехав в Россию и не найдя здесь себе места, потеряли интерес к жизни, как-то вмиг "зачахли" и ушли из жизни.
Выводы, полученные на основе качественного анализа результатов исследования переселенцев, подтвердим данными корреляционного анализа.


[стр.,133]

133 свободным в выборе и в меньшей степени подвергаться давлению "извне".
Уровень образования.
Есть сведения о том, что высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди адаптируются к условиям инокультурной среды быстрее, чем люди менее образованные и менее интеллигентные (Михайлова, 2000; Taft, 1978).
В настоящее время является доказанным влияние на успешность адаптации когнитивной сложности (когнитивно-сложные индивиды обычно устанавливают более короткую социальную дистанцию между собой и представителями других культур) и тенденции использовать при категоризации более крупные категории (индивиды, укрупняющие категории, объединяют опыт новой культуры с опытом своей) (Тriandis, 1994).
В то же время, в исследованиях социально-психологической адаптации личности в трудовом коллективе получены данные, свидетельствующие об избирательном влиянии фактора образования на процесс адаптации (Артемов, 1970; Зотова, Кряжева, 1977; Свиридов, 1976).
Так, по мнению С.Д.Артемова, "высокое образование молодого рабочего облегчает быстрое овладение профессией и ускоряет процесс адаптации только в том случае, если человек поступает на квалифицированную работу.
Наоборот, высокий уровень образования затрудняет адаптацию рабочего, если он попал на неквалифицированную, не дающую ему удовлетворения работу" (Артемов, 1970, с.141).
Нам хотелось бы подчеркнуть роль образования и интеллигентности в процессе адаптации несколько с иной стороны.
На наш взгляд, образование оказывает влияние не столько на скорость протекания адаптации, сколько на предоставление более широких возможностей в понимании и осмыслении происшедшего,
для более глубокого понимания своего места и роли в этом процессе.
Если
мигранты со средним и средним неполным образованием, отвечая на вопрос "Что мешает адаптации в России?", свое внимание акцентировали главным образом на проблемах бытовой неустроенности, то мигранты с высшим образованием называли проблемы, решение которых далеко выходило за пределы собственного существования и жизнеобеспечения: "Не хлебом единым жив

[стр.,134]

134 человек".
Они проявляли огромный интерес к будущему страны, их волновали и те непомерные международные займы, которые делало государство, и та ситуация, которая складывается в системе образования, здравоохранения,
экологии и мн.
др.
Эти люди ставили перед собой и напряженно искали ответы на следующие вопросы: "Кто Я? Кто Мы? Что происходит? Какие уроки я должен и могу извлечь из всего происходящего? Зачем я живу?".
Поиск путей, ведущих к обретению смысла жизни, принятию новых ценностей и моделей поведения, является показателем личностного роста и саморазвития, а это в свою очередь является показателем успешности процесса адаптации.
Возможно, что способность мигрантов к рефлексии на личностном уровне будет способствовать повышению уровня массовой рефлексии, что, по мнению А.Ахиезера, сыграет ведущую роль в общественном развитии России, в выходе ее из исторического тупика наших дней (Ахиезер, 1997).
О влиянии образования на понимание и осмысление происшедшего, более глубокое понимание человеком своего места и роли в новых социокультурных условиях свидетельствуют также данные проведенного корреляционного анализа результатов исследования.
Были выявлены корреляционные связи между высоким уровнем образования и позитивной идентичностью (р0,05), ориентацией на свои силы и ценности самоактуализирующейся личности (р0,05), удовлетворенностью профессиональной деятельностью (р0,05).
Полученные корреляции свидетельствуют о том, что обретение переселенцами позитивной социальной идентичности, стремление к самореализации зависит от уровня образования.
Чем оно выше, тем больше вероятность того, что преодоление кризиса идентичности будет успешным, тем больше шансов к выбору и реализации такой стратегии адаптации, как интеграция.
Тип поселения (городской или сельский).
Наряду с полом, возрастом и уровнем образования не менее важным фактором, оказывающим влияние на развитие тех или иных социальнопсихологических феноменов, считается социальное положение респондентов, обусловленное их проживанием в городской или сельской местности.
Остановимся на особенностях процесса

[Back]